Четверг, 15.11.2018, 02:36 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Январь » 30 » Этнокультурное образование дошкольников
11:47
Этнокультурное образование дошкольников
Александрина Елена Алексеевна, Храмова Татьяна Бердиевна, г. Рузаевка.
Негосударственное  дошкольное  образовательное  учреждение  «Детский сад №114» ОАО «РЖД».



Этнокультурное образование дошкольников
(из опыта работы)

Мордовия – это российская земля, где издревле в мире и согласии  существовали славянские, тюркские и финно-угорские  народы  православного и мусульманского вероисповеданий. Испокон веков на мордовской земле звучали песни на русском, мордовском и татарском языках. Слова были разные, но пели об одном и том же: красоте нашего края, любви, верности, благородстве.
Наверное, все согласятся, что в  дошкольных учреждениях большое внимание должно уделяться этнографии. Это значимая область знаний о человеке. Но у современного ребенка, живущего в городе, нет ощущения этнической принадлежности. И поэтому дети культуру своего народа воспринимают как чужую.  
Наш детский сад многонационален. И особое внимание мы уделяем формированию у детей национального самосознания, уважительного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям.  
Дошкольное  учреждение  выполняет следующие функции по формированию национального самосознания:
1.    развивающую – формирование и развитие национального самосознания;
2.    дифференцирующую – выявление национально-культурных потребностей семей воспитанников;
3.    интегрирующую – обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур.
В детском саду разработана и внедрена система целесообразно организуемого педагогического  партнерства (детский сад – социум – семья) для реализации национально-регионального компонента. Это: диагностирование семей воспитанников; педагогическое просвещение (консультирование, рекомендации, наглядное информирование); совместная деятельность коллектива ДОУ и родителей (творческие группы, организация досуговых мероприятий). Ежегодно в детском саду проходит фестиваль национальных культур, на котором звучат стихи и песни на мордовском, русском и татарском языках.
В  работе  по  формированию  у  детей  национального  самосознания  определяющим стало создание в группе единого этнокультурного  пространства, включая не только культуру русского и мордовского народов, но и татарского народа, широко представленного среди воспитанников группы. Эта работа ведётся в следующих направлениях:
1.    Организация педагогического процесса;
2.    Изучение русского, мордовского и татарского фольклора;
3.    Изучение этнографии и культурологи края;
4.    Организация кружковой работы.
Свое первое знакомство с  этносом малыши начинают с изучения своей семьи: кто твои родители, бабушки, дедушки  по  национальности, чем  они занимаются.  Дети  младшего дошкольного возраста знакомятся с фольклором русского, мордовского и татарского народов, который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя свой словарный запас. Народный фольклор – это песенки,  потешки, прибаутки, считалки, загадки. И, конечно же, сказки, которые сочетают воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание сказки дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.  Очень хорошо, если дети слышат их не только в детском саду, но и дома на родном языке. Так они познают красоту родного языка, в них закладывается осознание национальной принадлежности.
В средней группе  наши  воспитанники знакомятся с обычаями русского, мордовского, татарского народов, что позволяет заглянуть в удивительный мир бытовых традиций. Они активно приобщаются к народному творчеству, создавая атрибуты к фольклорным праздникам.
В старшей группе  дети  знакомятся уже с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчинами и женщинами, но и  между поколениями одной семьи – это обосновано задачей формирования в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца. А в девочке – матери, воспитательницы, мастерицы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции.
Особое внимание в  работе  по  этнокультурному  образованию дошкольников  уделяется  изучению декоративно-прикладного искусства  разных  народов. Декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной среды личности. Уникальные образцы народного искусства имеют значение для подрастающего поколения не только как продукт человеческой  деятельности, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие  культуре  определенного  народа  (русскому, мордовскому, татарскому). Это: неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, керамика и изделия игрушечных промыслов.
Работа  по  ознакомлению  дошкольников  с  декоративно-прикладным  искусством  разных  народов  ведется нами в 3-х направлениях:
1.    ознакомление с  русским, мордовским и татарским народным искусством;
2.    аппликация-моделирование;
3.    рисование.  
При ознакомлении детей с произведениями декоративно-прикладного искусства  мы учитываем тот уровень и технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строим дальнейший процесс обучения.
Наиболее ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве всех народов является национальный костюм,  который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Костюм конкретного народа определен цветом, включает  характерные  украшения (из ткани, бисера, бус, металла). В совместной творческой деятельности дети получают знания о конкретном народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества, затем  они учатся  сопоставлять  костюмы  разных  народов. В практической  деятельности старшие дошкольники успешно решают творческие задачи,  составляют  русские,  мордовские  и  татарские  узоры  из  ткани,  тесьмы,  декоративных  элементов.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Им очень важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду музее национальных культур, где наглядно продемонстрированы традиционные национальные костюмы (мордовский, русский и татарский), предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Малыши приходят туда как в сказку: все предметы необычные да расписные. Все потешки и прибаутки, которые разучивались в группе, здесь звучат по-новому, становятся понятными, а значит надолго останутся в памяти детей. Непонятные и даже забытые слова (горшки, чугунки, прялка) станут для детей знакомыми и родными.
В группе  создан  национальный уголок, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с русским, мордовским и татарским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп. Положительный эмоциональный отклик дети получают, узнавая на фотографиях близких им людей.
Приобщая детей к истокам мордовской, русской и татарской культурой,  мы создали в группе национальную избу, в которой живут три подружки: Маша, Алдуня и Алсу. Это - куклы-помощники, изготовленные из бумаги, в национальных костюмах. Они помогают нам в нашей работе – знакомить детей с национальными традициями и бытом. А как они  появились  у нас в группе, мы расскажем вам сказку…
Давным-давно, в краю стройных белых берез жила девочка Машенька. Кто ни взглянет на нее, дивятся, какая красавица. Голубые глаза, русая коса. На кокошнике цветы распускаются, на сарафане ягоды созревают. Как быстрые, извилистые реки по подолу бегут золотые стежки, на ногах сафьяновые сапожки. Решила Машенька по свету походить на людей посмотреть.
Шла Машенька и пришла в край зеленых лесов, раздольных полей, а от цветущих яблонь и вишен этот незнакомый край был похож на невесту. Видит Машенька - идет девочка. Веселая, румяная. На ее голове платок, яркие цветы расцвели на нем, но повязан он был необычно. Концы платка были скручены и уложены вокруг головы. Белая длинная рубашка украшена затейливыми узорами; черный крестик, а в нем красные квадратики, а вокруг галочки зеленые. Сверху была одета еще одна рубашка короче. Рубашка ярко красная, украшенная разноцветными тесемочками. Когда девочка шла навстречу Машеньки, слышался веселый звон, оказалось, это звенел пояс, на котором было много монет и колокольчиков. А какие удивительные сапожки были на ножках. Они сверху напоминали меха гармошки.
- Здравствуй девочка!
-Шумбратадо! - приветливо ответила девочка.
-Я Машенька, а как, тебя звать, величать?
-Меня зовут Алдуней.
-Пойдем со мной по свету походим, на людей посмотрим. Вдвоем веселее.
Долго ли, коротко ли шли девочки. Смотрят, идет им навстречу незнакомка. Одежда удивительная. На голове тюбетейка со звездочками, белый платок за уголки соединен у подбородка. Глаза у девочки карие, брови темные. Платье светло-зеленого цвета. Словно волны рукава и подол. А на платье безрукавочка бордовая со звездочками, цветами, листочками. И сапожки украшены причудливыми узорами.
-Здравствуй, шумбратадо - поздоровались Машенька и Алдуня.
- Исямисис, - услышали они в ответ
-Как тебя зовут?, – спросили девочки.
-Алсу, - ответила им незнакомка.
Позвали они и ее с собой.
Шли-шли подружки, смотрят, стоит терем. Большой, светлый, но пустой, скучный. Решили девочки украсить его. Подошла Машенька к окошкам, и распустились на наличниках цветы, стали ягоды поспевать. А Алдуня взглянула наверх, и появились на крыше крестики с квадратиками и с зелеными галочками. Алсу звездочки зажгла да причудливыми узорами стены украсила. Обошли они терем, и каждая увидела частицу своего родного края. Машенька – России, Алдуня – Мордовии, а Алсу - своего родного татарского края. Какой же красивый терем получился! Кто мимо идет, обязательно в гости к ним зайдет. Машенька каравай испечет, Алдуня вкусное кургане, Алсу сладкое блюдо с веселым названием «Чак-чак» приготовит. А какие песни девочки поют! На разных языках, но все понимают, о чем они: о стройной березке, цветущей яблоне, душистой черемухе, красоте, дружбе, любви.
А подружки решили больше никогда не разлучатся, в тереме том жить остаться. И живут они дружно и ладно. А если вы хотите услышать русские сказки, мордовские песни, увидеть татарские танцы заходите в терем. Машенька, Алдуня и Алсу вас с радостью встретят.
 Развивая ребенка в этнокультурной среде, мы  делаем акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой Родине. Созданный  музей национальных культур, национальные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.  Работа на этом не заканчивается.  Впереди много идей, которые хотелось бы воплотить, продолжить сотрудничество с родителями наших воспитанников, совершенствовать работу с социумом Рассказ о работе хочется закончить словами  С.Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Категория: Этнокультурное развитие | Просмотров: 3481 | Добавил: Админ | Теги: русские, народ, мордва, культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]