Понедельник, 10.12.2018, 12:15 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2010 » Апрель » 17 » Проект «Ознакомление дошкольников с традициями мордовского народа» (национальный костюм)
08:22
Проект «Ознакомление дошкольников с традициями мордовского народа» (национальный костюм)
МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
 
Автор проекта: воспитатель Неясова Е.И.





Тип проекта. Групповой.

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с мордовской культурой. В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки". Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

Объект. Изучение характерных особенностей национальной одежды.

Предмет. Процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с национальным орнаментом народов, живущих в республике Мордовии, с продолжением изучения в подготовительной группе.

Цель. Расширить и углубить знания детей о малой Родине.
Воспитание любви к национальной культуре мордовского народа.
Познакомить с национальным костюмом и вышивкой.
Предоставить возможность всесторонне реализовать индивидуальность каждого воспитанника.

Задачи. Познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями мордовского народа, знакомство с национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью.

Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши и эрьзи, мы и наши дети не знаем традиции, и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского национального костюма, о вышивке и плетение из бисера. Дети также узнают, как неграмотные мордовские крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.

Участники проекта. Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Ресурсное обеспечение проекта: Мордовский национальный костюм, музей национальных культур детского сада, наглядные пособия, дидактические игры («Оденем куклу» и др.).

Формы и методы реализации проекта
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом).
Методы: наблюдение, беседы, экскурсии, игры, театрализованные драматизации, показ.
 
Предполагаемые результаты.
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город.
• свою нацию, мордовскую культуру, традиции.
• национальный костюм своего народа, элементы одежды.
• мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки.
Проявлять любовь к национальной культуре.



План реализации проекта в старшей группе
 
Сентябрь
Экскурсия в краеведческий музей.
Рассматривание репродукции картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах:
- познакомить детей с мордовской национальной культурой, бытом, домашней утварью мордвы, с народным костюмом;
- воспитывать любовь к родному краю.
- познакомить детей с творчеством мордовских художников-портретистов, которые очень красочно изображали людей в национальных костюмах;
-воспитывать умение видеть красоту народного искусства в произведениях художников.

Октябрь
Рассматривание кукол в национальных костюмах:
- закрепить и систематизировать знания детей об основных частях
национального костюма.
 
Ноябрь
Знакомство с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями, со значением каждого символа в орнаменте:
- познакомить детей с мордовской вышивкой и ее характерными особенностями; со значением каждого символа в орнаменте;
-воспитывать уважение к людям, создавшим красоту мордовского костюма.
 
Декабрь
Рисование "Украшение платочка для Алдуни".
Аппликация "Украшение полотенца для куклы":
-учить создавать композицию с новыми элементами мордовской
вышивки, обучая техническим приемам их изображения на бумаге;
-воспитывать умение определять колорит росписи.
-продолжать учить создавать композиции по мотивам народной
вышивки;
-развивать умение вырезать более сложные элементы узора по готовой разметке.

Январь
Рисование "Украшение варежки для куклы Алдуни мордовским узором":
- продолжать знакомить детей с элементами мордовского узора и его
характерными особенностями;
-продолжать обучать техническим приемам их изображения на бумаге;
-воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Февраль
Аппликация "Украшение передника для Татюни":
-учить детей создавать композицию узоров на бумажных силуэтах
предметов одежды (передника)
-воспитывать аккуратность во время работы.
Март
Беседа о мордовских обычаях, календарных праздниках мордвы:
- уточнить, систематизировать знания о мордовских обычаях, праздниках, соответствующей одежде.
-воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Апрель
Рисование "Украшение платья для куклы -мордовочки":
-продолжать учить располагать элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая при этом цвет бумаги и цвет краски так, чтобы передать художественное своеобразие мордовской вышивки.

Май
Итоговое занятие. Обобщающая беседа по теме «Мордовский национальный костюм»:
-закрепить, уточнить, систематизировать и обобщить знания о Мордовском национальном костюме;
-закрепить умение изображать элементы узора на бумаге;
-воспитывать бережное отношение к культуре мордвы.
 

План реализации проекта в подготовительной группе

Сентябрь
Рассматривание альбома с мордовской народной вышивкой:
- повторить и уточнить знание о мордовской народной вышивке;
- воспитывать интерес к произведениям мордовского прикладного искусства.

Октябрь
Декоративное рисование куклы Татюня в мордовском костюме:
- продолжать учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, самостоятельно рисовать фигуру куклы и наряжать ее в национальный костюм.

Ноябрь
Знакомство с особенностях национальной одежды мокши:
- продолжать знакомить с частями национальной одежды мордовского костюма, различать характерные особенности.

Декабрь
Аппликация Украшение головного убора (сороки):
- учить вырезать новые элементы узора, более сложные, по готовой разметке, создавать сложные композиции по мотивам мордовской вышивки; - воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем.
Январь
Рисование. Украшение пояса мордовским орнаментом:
- продолжать учить передавать колорит росписи;
- развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Февраль
Рисование. Роспись элементов народного костюма:
- повторить и закрепить знание об отличительных особенностях мокшанского и эрьзянского орнамента;
- учить правильно подбирать цвет, элемент, орнамент эрьзянской вышивки.

Март
Экскурсия в Мордовский национальный музей:
- продолжать знакомить детей с мордовской национальной культурой;
- воспитывать любовь к народной культуре.

Апрель
Аппликация. Мордовское платье (панар):
- продолжать учить детей украшать части национальной одежды (платья);
- развивать творческие способности детей.

Май
Фольклорный праздник с использованием мордовского костюма:
-подвести итог работы с детьми по изучению мордовской культуры.
 
Фольклорный праздник «Жаворонки».
- Сак, тунданя, сак.
Вийцень кочкак, виензак!
 
Категория: Этнокультурное развитие | Просмотров: 10954 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Галина Николаевна  
Просто, доступно, наглядно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]