Понедельник, 10.12.2018, 12:45 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2010 » Апрель » 17 » Проект в детском саду
08:49
Проект в детском саду
Проект "Мой город родной"
 
* * *
На этой большой планете
В огромной такой стране,
Есть город один на свете,
Который так дорог мне.

Он маленький, но чудесный.
В тенистой дали лесной
Рузаевка, как невеста,
В цветущих садах весной.

А где-то дымят заводы,
И поезд бежит по рельсам.
Ах, как это всё знакомо,
Знакомо с рожденья, с детства.

И синее небо в мае,
А в августе - золотое
Над милым для сердца краем,
Любимое и родное.

И если вдали от дома
Я буду когда-то где-то,
То поздней весною вспомню,
В мой город приходит лето.  
                         Н. Россохина

 
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
 
Тема проекта: "Мой город родной".
Тип  проекта:  открытый,  межгрупповой, исследовательский.
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта: все педагоги, дети средней, старшей и подготовительной группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеями г. Рузаевки, библиотекой, выставочным залом, учреждениями культуры, железнодорожными организациями.

Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи:

Средняя группа
  • Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
  • Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
  • Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
  • Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

Старшая группа
  • Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Рузаевки.
  • Знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами.
  • Ознакомление детей с трудом железнодорожников, с основными профессиями.
  • Знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан.
    Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город, республику.
  • Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.
Подготовительная группа
  • Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Рузаевки на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
  • Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
  • Углубление знаний детей о железнодорожных профессиях, знакомим с организациями РЖД в Рузаевке.
  • Знакомство детей с культурным наследием Рузаевки.
  • Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
План действий:
 
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Перспективный план работы по проекту «Мой город родной»  в  старшей группе

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
o Работа с книгой-альбомом «Рузаевка»;
o Работа с книгой В.Калмыкова «Таланты земли Рузаевской»;
o Рассматривание репродукций картин Сидельникова, Калмыкова, Малышева с изображением города;
o Работа с пособиями по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом (профессии, техническое оснащение, история ж.д.).

Поисково-собирательная работа:
o Знакомство с историей города на основе материалов музеев (краеведческий, ж.д. транспорта).
o Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление схем:
o «Красота нашего города»
o «Рузаевка спортивная».
o «Наш город для детей».

Целевые прогулки:
o К узловой больнице.
o К гимназии №1.
o По близлежащим улицам.
o В парк.
o Знакомство с бассейном «Нептун».
o Главная достопримечательность города – ж.д. вокзал.
o На стройку дома по ул. Ленина.

Экскурсии:
o «В гости к художнику и коллекционеру В. Калмыкову».
o Экскурсия в Рузаевский выставочный зал.
o Экскурсия в экологический центр «Адонис».
o Экскурсия в музей железнодорожного транспорта.
o Экскурсии на предприятия ж.д. транспорта.
o Экскурсия в школу искусств.
o Экскурсия в библиотеку №1.

Беседы o «Рузаевка – частичка России»:
o «Чем славится Рузаевка?».
o «Наши родители – железнодорожники».
o «Улицы, по которым мы ходим».
o «Прогулка по городу вместе с художником Сидельниковым»
o «Кто изобрел поезд?».
o «Поезда будущего».

Занятия:
o Познавательное занятие «Наш город».
o Познавательное занятие «Что мы знаем о железной дороге?»
o Музыкальное занятие «М. Антонова – наша знаменитая певица» (к 80-летию певицы).
o Познавательное занятие «Олимпийские медали начинаются с детства»

Дидактические игры:
o «Кто работает на железной дороге?».
o «Ассоциации – город».
o «Словарик железнодорожника».
o «Ассоциации – предприятия ж.д. транспорта».
o «Что где находится» (схемы, карты).

Встречи с интересными людьми:
o Встреча с тренерами спортивного общества «Локомотив».
o Встреча с молодыми художниками города (И.Кшняйкина, Ю.Бакаева)
o Встреча с машинистом.
o Встреча с проводницей.
o Встреча с дежурной по станции.

Викторины:
o «Знатоки родного города»
o «Энциклопедия железнодорожного транспорта».
Праздники:
o Праздник города.
o Праздник машиниста.
o День железнодорожника.
o Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)

Чтение художественной литературы:
o В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
o Н. Россохина. На этой большой планете… (о Рузаевке)
o А. Прохоров. В гостях у бабушки Видявы.
o Н.Забила. Путями-дорогами.

o В. Степанов. Наш дом.
o В. Сутт. Едет поезд.

Оформление альбомов :
o «Мы живем в Рузаевке».
o Рузаевка – город железнодорожников.
o «Наш любимый детский сад»;
o "Наши выпускники".

Самостоятельная художественная деятельность детей:
o Рисование «Наша улица – Театральная, прошлое и будущее».
o Изготовление макета «Рузаевка вчера и сегодня»
o Изготовление коллажа «Моя магистраль»
o Рисование «Что мы видели в музее?»
o «Где лечат паровозы?»

Сюжетно-ролевые игры:
o «На стройках города».
o «Железная дорога».
o "Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
o «Мы едем в поезде»
o «ПМС»;
o «Железнодорожная больница»

Конкурсы, выставки:
o Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
o Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
o Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
o Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» города
o Выставка «Мы - железнодорожники» (семейные династии - фотографии).

Описание реализации проекта

Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о Рузаевке (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково-собирательную работу.

Паровоз "Кукушка" - символ города Рузаевки
 
В процессе поисковой деятельности дети познакомились c историей Рузаевки: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально люди селились по берегу рек Инсарка и Пишля, т.к. там вода, плодородная земля, рядом лес. Улицы эти и названия носят: Заречная, Инсарская, Садовая и т.д.
 В названиях других улиц нашла отражение история города и страны (улица Байкузова – в честь лидера «Рузаевской республики», улица Лескина – машиниста, водившего поезда в годы В.О.в.).
Особо заинтересовал ребят вопрос о названии улицы, на которой находится детский сад («Почему нашу улицу назвали Театральная?»), на встрече с интересными людьми от своих бабушек дети узнали, что здесь находился кинотеатр, и люди часто сюда ходили.

Посетив экологический центр «Адонис», дети много узнали о природе своего края, растениях и животных, полезных ископаемых.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Но самое красивое здание - это, конечно же, железнодорожный вокзал. Воспитатели рассказали детям историю его создания и строительства железной дороги через Рузаевку. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.

Открытием для детей явилось то, что у Рузаевки есть свой герб и на нем изображен паровоз. «Все-таки железная дорога у нас - главная», - воскликнул кто-то.
Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями города. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по Третьяковской галерее, Эрмитажу, Лувру. Неоднократно бывали в выставочном зале года. Теперь же они узнали о музеях родного города: краеведческом, музее железнодорожного транспорта, музее А. Полежаева в школе №9.
Большим импульсом в воспитании патриотизма явилось такое событие в жизни Рузаевки как открытие бюсту А. Полежаеву.

Развитию познавательных интересов дошкольников способствуют игровые персонажи. Педагоги нашего учреждения часто придумывают оригинальных героев для работы с детьми. В этом году воспитатели решили создать новый персонаж - «хозяина (хозяйку)» города. Был объявлен конкурс. Дети, педагоги и родители придумали образ «хозяина (хозяйки)» города. Затем  прошла презентация игрушек.
 
Разработала: В.М. Иванушкина
 
Категория: Познавательное развитие | Просмотров: 24417 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]