Понедельник, 10.12.2018, 12:31 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2010 » Март » 20 » Реализация проекта «Мы – юные железнодорожники»
11:14
Реализация проекта «Мы – юные железнодорожники»
 
Девиз: Знай свою принадлежность к железной дороге и гордись ей!
 
Проект «Мы – юные железнодорожники» - исследовательский, долгосрочный (рассчитан на учебный год). Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
 
 
Участники проекта: все педагоги, дети 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группы, родители.
 
Проект реализуется в сотрудничестве с музеями г. Рузаевки, библиотекой, учреждениями культуры, железнодорожными организациями.
 
Цель проекта: Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города. Ознакомление детей с системой железнодорожного транспорта на станции Рузаевка, железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за профессию железнодорожника – самую почетную профессию в Рузаевке, уважения к людям, работающим на железной дороге. Формирование у детей любви к Родине, к родному городу, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
 
Основные задачи: Познакомить детей с историей и современность г. Рузаевки, постоянно показывая тесную связь города и горожан с железной дорогой. Познакомить детей с различными профессиями железнодорожников, рассказать о том, насколько они интересны, сложны и ответственны. Познакомить с особенностями работы рабочих и специалистов железной дороги. Познакомить детей с железнодорожной системой в Рузаевке. Объяснить понятия «железнодорожный узел», «железнодорожные ворота республики» и пр. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте, научить основам безопасности на железной дороге. Научить гордиться профессией железнодорожника, городом железнодорожников.
 
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о железной дороге? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
 
Направления работы с детьми по ознакомлению воспитанников с железнодорожными профессиями и железнодорожным транспортом
 
1. Включение вопросов профориентации в учебную деятельность (занятия по истории и современности ж.д. транспорта).
2. Поисково - собирательная работа (работа с материалами музеев, книгами, сбор личных вещей железнодорожников разных лет…).
3. Беседы с детьми, рассматривание картин, книг, открыток о железной дороге.
 4. Дидактические игры по ознакомлению с профессиями железнодорожников, словарики.
5. Экскурсии на предприятия ж.д. транспорта, в музей локомотивного депо.
6. «Встречи с интересными людьми» (железнодорожниками) в ДОУ.
7. Оформление альбомов об истории транспорта, железнодорожных профессиях, регалиях, династиях.
8. Создание железнодорожной библиотеки, видеотеки.
9. Изготовление макетов, коллажей, схем железных дорог.
10. Создание в каждой группе уголка юного железнодорожника.
11. Оснащение сюжетно - ролевых игр детской ж.д. формой, атрибутами.
12. Издательская деятельность (газета ДОУ «Гудочек», газеты групп, журнал профессиональной моды и т.д.).
13. Развлечения («Путешествие с паровозиком», «Мы едем, едем» и др.)
14. Викторины («Энциклопедия железнодорожного транспорта», «Знатоки родного города» и др.)
15. Праздники («День машиниста», «День железнодорожника»).
16. Концертная деятельность с выходом на ж.д. предприятия станции Рузаевка, в Клуб Ухтомского.
17. Конкурсы семейного художественного и литературного творчества, выставки (рисунки, поделки, проза, поэзия).
18. Фотовыставки («Наши родители - железнодорожники», «Династии железнодорожников» и др.).
19. Традиционные встречи с хором ветеранов - железнодорожников, совместные концерты.
20. Концертная деятельность с выходом на ж.д. предприятия станции Рузаевка, ПМС.
21. Участие в программе праздника железнодорожников (совместно с Клубом железнодорожников Ухтомского).
22. Участие в творческих конкурсах: «Родная магистраль», художественного творчества.
 
Педагоги подобрали краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогатили развивающую среду материалами о железной дороге, Рузаевке (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, продукты детского творчества и др.), администрация ДОУ договорилась с предприятиями железнодорожного транспорта, музеем локомотивного депо о сотрудничестве.
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатели постоянно согласуют тематику занятий по ознакомлению с железной дорогой с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при реализации проекта «Мы - юные железнодорожники» стала возможной при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Педагоги совместно с детьми разработали экскурсионно- туристические маршруты по городу, вели поисково-собирательную работу. В ее процессе накопилась информация об истории Рузаевки, железной дороге, железнодорожных профессиях.
Открытием для детей явилось то, что у Рузаевки есть свой герб и на нем изображен паровоз. «Все-таки железная дорога у нас - главная», - воскликнул кто-то. Самое красивое здание Рузаевки - это, конечно же, железнодорожный вокзал. Поэтому ребята с большим удовольствием знакомятся с этим объектом «исследований». В каждой группе воспитатели рассказывают детям историю его создания и строительства железной дороги через Рузаевку.
 
Очень интересен для дошкольников и много дает для их ознакомления с историей г. Рузаевки музей локомотивного депо. Побывав в нем, дети остро почувствовали тесную связь города и горожан с железной дорогой. Музейные экспонаты (документы, свидетельствующие о строительстве железной дороги через Рузаевку, инструменты железнодорожников разных времен, коллекция железнодорожных фонарей и прочее) незаменимы в поисковой деятельности.
 
Работа с детьми в  рамках  проекта  велась в двух направлениях: знакомство с железнодорожной системой в Рузаевке, включая социальную сферу (и детский сад как составляющую) и ознакомление с железнодорожными профессиями. Информация реализуется, опираясь на социальные интересы: оформление и дизайн группы, использование в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры), занятиях, развлечениях.
Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
 
Основная деятельность дошкольников - игра. Только тогда дети хорошо поймут значение и особенно профессии, когда примут эту роль на себя. Поэтому железнодорожную тематику наши педагоги в первую очередь отразили в игровой деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В каждой группе пошита детская форменная одежда железнодорожников: машинист, путеец, проводница, подобраны атрибуты для игр.
Для дидактических игр подобраны картинки, оформлены словарики. В каждой группе оформлены альбомы по профессиям, в основном, используя фотографии родителей воспитанников на рабочем месте.
 
Большое внимание педагоги дошкольного учреждения уделяют познавательным праздникам как методу опосредованного обучения дошкольников. В традиции проведение праздника железнодорожника в августе, праздника машиниста в декабре, развлечений и досугов. Наше дошкольное учреждение ведет концертную деятельность с выходом на железнодорожные предприятия станции Рузаевка, в ТЧ-5, ПЧ-20, ПМС, в Клуб Ухтомского.
 
Дети принимают участие в творческих конкурсах: «Родная магистраль», художественного творчества. В 2006 году коллектив детского сада занял 1 место в номинации «Литературное творчество» конкурса «Родная магистраль» Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги. Воспитанница детского сада Олеся Будник - дипломант конкурса.
 
Успешность развития дошкольников при реализации проекта «Мы - юные железнодорожники» стала возможной при условии тесного сотрудничества с родителями воспитанников. Родители помогают в пошиве костюмов для игр, театрализаций, подборке дидактического материала для занятий с детьми, они активные участники воспитательно-образовательного процесса. Традиция дошкольного учреждения – встречи с интересными людьми – работниками железной дороги.
 
Паровозик, который хотел стать большим.
Коллективная сказка, составленная детьми подготовительной группы
(воспитатель Кувшинова Е.Б.)
 
Давным – давно в одном сказочным лесу жил-был маленький паровозик Гудочек и у него совсем не было друзей.
Как у всех жителей этого сказочного леса, была у паровозика заветная мечта. Ведь у каждого есть своя мечта. Не правда ли? Например, гусенице Жуже очень хотелось быть бабочкой, но у нее не было крыльев. Лягушонку Кваке по ночам снилось, что он стал прекрасным принцем, таким красивым, что приятно в зеркало на себя посмотреть.
У паровозика тоже была мечта. Он мечтал побыстрее вырасти, превратиться из маленького игрушечного паровозика в большой, прекрасный Паровоз и иметь много друзей.
 
- Вы не знаете, в какой аптеке продаются волшебные пилюли для роста? – спросил однажды Гудочек у попугая Светофорчика, который работал в справочном бюро, - Они мне очень нужны. Если я вырасту, у меня будет много друзей.
 
- Ты думаешь, в этом заключается счастье? - спросил попугай Светофорчик.
 
- А кто же это знает, в чем оно заключается? – задумчиво проговорил Гудочек…, - но так и не получил ответа.
 
На том они и попрощались.
Но однажды случилось вот что. Страусенок Колесик жарил яичницу и забыл выключить электрическую плитку. Все знают, что в таких случаях бывает пожар. Колесик испугался, стал звать на помощь. Прибежали все жители волшебного леса. Прибежали, стоят и смотрят, как горит дом Страусенка. Никто не гасит огонь, потому, что все растерялись.
Один паровозик не растерялся. Он дал тревожный гудок и с большой скоростью поехал за пожарной командой. Быстро едет игрушечный паровозик, пыхтит, торопится. Наконец долгожданная станция. Слоны-пожарные в медных касках поливают цветы на клумбе.
- Пожар! – тревожно загудел паровозик,
- Тревога! - Что горит? Где пожар? – забеспокоились пожарные.
- Пылает дом у Страусенка Колесика! Скорее садитесь! Я довезу вас!
 
Загрузили Слоны-пожарные в игрушечные вагончики бочки с водой и отправились на подмогу.
Вскоре пожар был потушен. Погасили слоны огонь из хоботов! Спасли Страусенка Колесика.
Как был рад паровозик Гудочек! Он гудел, дудел от счастья. Все звери сказочного леса тоже были счастливы. Они восхищались поступком маленького паровозика, ведь благодаря его скорости, смелости, находчивости была спасена жизнь Страусенка, который едва не погиб из-за яичницы.
- А что я такого сделал? - удивлялся паровозик, - Вот если бы мне вырасти и стать настоящим большим Паровозом.
 
- Зачем тебе это? – удивились звери сказочного леса, - Ты маленький, зато у тебя большое доброе сердце и много верных друзей. А это самое главное в жизни!
 
Маленькие рассказы детей подготовительной группы
 
* * *
 
Паровозику дали задание привезти инструменты для строительства железной дороги. Он поехал в карьер, ему насыпали песок. Он поехал в другой карьер. Там ему дали щебенку. Затем он привез рельсы и шпалы. И люди построили железную дорогу. Паровозика похвалили: "На тебя, паровозик, всегда можно положиться! Ты настоящий друг!" Тумайкина Настя
 
* * *
 
Раньше по железной дороге ездили паровозы. В них засыпали уголь, и так они работали. Теперь ездят электровозы. Много придумали вагонов: и платформы, и цистерны, и другие. В будущем будут ездить такие красивые поезда, они будут работать на солнечных батареях. Шебалов Саша
 
* * *
 
Я думаю, в будущем железная дорога тоже будет работать. Поезда будут красивые, работать будут на батарейках. А управлять ими будут не машинисты, а роботы.
Грачев Леша
 
* * *
В будущем поезда будут красивые, похожие на те, которые ездят в метро. Управлять ими будут машинисты в красивой форме с нашивками, в красивой кепке.
Кучин Максим
 
Детский словарик, составленный детьми средней группы
(воспитатели Александрина Е.А., Лошкарева О.Н.)
 
Железная дорога –это место, где на камешках лежат рельсы и быстро ездят поезда.
 
Паровоз – Это железный разноцветный транспорт, который везет за собой все вагоны. Это брат электровоза.
 
Вокзал – это место, куда приходят люди, покупают билеты и ждут поезд.
 
Рельсы – дорога для поезда.
 
Билет – важная бумага, за нее платят денежки. Это документ, без него не сажают в поезд.
 
Проводник – человек, который живет в поезде. Он ухаживает за пассажирами.
 
Машинист – человек, который водит поезд, он там самый главный.
 
Пассажир – это интересный человек, которому скучно дома, у него большие сумки и он всегда куда-то едет.
 
Поезд – дом на колесах, в котором есть такая штука – за нее нельзя дергать, потому что поезд остановится.
 
Категория: Познавательное развитие | Просмотров: 4554 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Админ  

1 Лидия Петровна  
Устами младенца глаголит истина - это правда!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]