Понедельник, 10.12.2018, 12:36 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2010 » Март » 23 » Салон "История двух портретов"
21:01
Салон "История двух портретов"
Разработала: музыкальный руководитель Уланова Виктория Викторовна
 
 
 
Основные задачи:
•познакомить детей с портретной живописью Федора Степановича Рокотова;
•рассказать детям о культурной жизни Рузаевки XVIII века;
•познакомить детей с прекрасной классической музыкой, поэзией XVIII века;
•развивать умение детей рассматривать явления с позиций разных видов искусств;
•развивать умение детей применять знания из разных областей знаний в решении конкретной задачи;
•воспитывать у детей любовь и уважение к истории и культуре родного края.


Ход мероприятия:

«Экскурсия» в Государственную Третьяковскую галерею (дети и взрослый):
 
Экскурсовод.
 
Ребята, сегодня мы с вами посетим знаменитую Третьяковскую галерею. Проходите, пожалуйста.
Какие произведения искусства находятся в Третьяковской галерее? (Картины известных русских художников). Правильно, в Третьяковской галерее можно увидеть полотна великих мастеров живописи. Ребята, посмотрите вокруг себя. Вы видите здесь знакомые картины? (Ответы детей). Да, правильно, это портрет кисти Ивана Николаевича Крам-ского «Неизвестная», а вот картина Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»...

Сейчас мы подходим к экспозиции работ Фёдора Степановича Рокотова – искусного мас-тера портретного дела. Он, бывший крепостной, окончил Императорскую академию художеств, был приближен к царскому двору, удостоился писать Екатерину II, нашу императрицу, а также других известных людей своего времени.
Остановимся вот у этой картины. Кто изображён на ней? (Ответы детей). Да, это мужчина. Какой он? (Ответы детей). Он худощав, на лице выделяются темные, беспокойно горящие, глаза. Этот мужчина жил давно: у него старинная прическа, на шее шарф. Какой он по характеру? (Ответы детей). Заметно, что он неуравновешен, вспыльчив. Как это подчеркнуто цветом? Цвета темные, только четко выделяется бледное лицо. Мужчина, изображенный на портрете – Николай Еремеевич Струйский.

Перейдем к следующему портрету. На нем изображена жена Струйского – Струйская Александра Петровна. Какая она? (Ответы детей). Да, она не просто красива, она прелестна, очаровательна. Длинные волосы, уложенные в прическу, красивое платье с украшениями. А какая она по характеру? Она добрая и нежная, задумчивая и мягкая. На ее лице и в глазах - печаль и гордость, хрупкая нежность и большое человеческое достоинство. Как это показано цветом? Пепельно-серые тона перетекают в голубые, розоватые – в бледно-золотые. Ощущается легкая дымка и какая-то загадка.

Голос за кадром:
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
...Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С пopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Звучит музыка. Дети рассматривают картину.
Музыка заканчивается. Дети с экскурсоводом садятся. Декорации меняются.
Слуги убирают картины и отодвигают ширмы.

Инсценировка с оживлением портрета А.П.Струйской:

Сашенька (А.П. Струйская в юности) сидит за столиком, вышивает.

Хозяйка салона. Сашенька мечтала иметь свой портрет, созданный этим чудесным мастером, однако понимала, что вряд ли может сбыться сие. Но мечте той суждено было осуществиться. И вот в 1772 году сорокалетний Федор Степанович Рокотов наконец появился в доме Струйских и был представлен хозяйке.

Н.Е.Струйский представляет Ф.С.Рокотова своей жене.

Струйский. Дорогой Фёдор Степанович, ваш талант мною очень уважаем и я счастлив, что вы, несмотря на свою занятость, приняли моё приглашение. Разрешите представить вас моей дражайшей Александре Петровне. (Обращается к Сашеньке) Дорогая, позволь представить тебе искусного мастера портретного дела Фёдора Степановича. То Рокотов – мой друг. (Рокотов целует руку Сашеньке).
Сашенька. Весьма рада знакомству.
Струйский. Я тоже очень рад. Но, меня ждут неотложные дела и, с вашего позволения разрешите откланяться. (Уходит).
Хозяйка салона. Прежде всего, Сашенька показала художнику все свои наряды. Не бог весть, сколько их было, конечно, однако она сочла себя чуть ли не мотовкою, столь долго выбирал Федор Степанович подходящую для нее одежду. Наконец Рокотов остановился на серебристо-сером атласном платье. Выбран был также прозрачно-желтый дымчатый шарф. Волосы она не любила прятать в парик, и никто не стал ее неволить, лишь припудрить их велел художник, причем делал это сам на каждом сеансе, ну а темный локон, пе-реброшенный на грудь, так и оставался нетронутым.

Слуга выносит мольберт для Рокотова.
Рокотов. Вы куда хотите, туда и смотрите. О чем хотите, о том и думайте. Но уж коли я попрошу: гляньте на меня, вы послушайтесь… Хорошо, милая Александра Петровна?

Сашенька. Ну что ж это я глазами по сторонам шнырять буду? Уж лучше все время буду на вас глядеть, Федор Степанович. Можно?
Рокотов. Ну, глядите.

Хозяйка салона. И вот так они и проводили время. И порою пристальные взгляды Рокотова сталкивались с мягким взором Сашеньки, в голове которой плавали медлительные, словно лебеди в озере, мысли.

(Он столько видел женской красоты… Он проникает взглядом своим в самые глубины сердца женского, чудится, нет от него тайн! О господи, а что, если он сейчас читает мои мысли? Ну, коли так, пускай прочтет: я прошу его, нет, приказываю не называть меня больше Александрой Петровной! Называть велю Сашенькой!»)- голос за кадром.

Рокотов. Что за прелестный румянец, Сашенька. Ах, простите великодушно, Александра Петровна! Прелестный оттенок, он непременно будет запечатлен на полотне, и румянец сей придаст особую выразительность вашим глазам. Ах, глаза, глаза, какие же у вас глаза… Обычно черные глаза сравнивают с бархатом, с агатами, а вот персы выражаются изысканно: черными солнцами называют они черные очи. Но ваши глаза я сравнил бы с туманами, с ночными озерами, покрытыми легкой мглою… И не разглядишь, что там, в том тумане, кроется: смех ли, слезы тайные… Обманываете ли вы или сами обманывае-тесь? Дивные, неразгадываемые загадки таятся в ваших глазах, именно в том сила их, что нет в них ничего определенного, ни страсти, ни горя – вечное ожидание от судьбы первого шага…, в том и сила ваша, в том и слабость, Сашенька… ах, простите, Александра Петровна!

Рокотов удаляется. Слуги входят, уносят мольберт. Закрывают ширмы. Сашенька обходит ширмы и останавливается у своего портрета, открывает его на ширме, вытирает слёзы платочком.

Хозяйка салона. Потом ее портрет был завершен. Чудный он получился, красоты неописуемой, Сашенька даже боялась долго глядеть на своего двойника, глаза коего словно бы душу из нее вынимали! Окончание работы над портретом она отметила потоком горьких тайных слез. Почему плакала? Потому что знала доподлинно: не было в ее жизни времени счастливее, чем эти дни, и более уж не будет!

Струйская уходит за ширмы. Там выстраиваются дети и взрослые на Менуэт. Звучит Менуэт И.С.Баха (запись). На вступление идёт смена декораций (Слуги отодвигают ширмы). Дом-дворец Струйских.
Дети и взрослые исполняют Менуэт И.С.Баха.

 
После Менуэта Дети уходят, а Струйские остаются.

Хозяйка салона. Первое, что увидела семнадцатилетняя Сашенька Озерова после того, как, сделавшись Струйской, ступила на порог мужнина дома в Рузаевке, было множество картин.

Звучит Соната C dur I ч. В.А.Моцарта. Николай Еремеевич знакомит молодую жену с её новым домом и картинной галереей. Водит под руку.

Хозяйка салона. Однако потом она узнала, что страсть её мужа к собирательству портретов и натюрмортов была сравнима лишь со страстью к стихотворчеству и книгопечатанию. Даже трудно было сказать, какое из сих трех занятий привлекало его сильнее.
Новобрачный встретил появление юной жены в его доме стихами:

Струйский.
С смертью лишь тоску избуду,
Я прелестною сражен.
А владеть я ей не буду?
Я ударом поражен.
Чувства млеют. Каменеют…
От любви ее зараз
Вскрылась бездна.
Мне любезна,
Слезы кинулись из глаз.

Выходят слуги и закрывают ширмы, ставят стол и стул. Сашенька уходит, а Струйский садится за ширмой.

Хозяйка салона. Пришла пора познакомить вас, дорогие мои, поближе с хозяином дома – представителем старинного дворянского рода Николаем Еремеевичем Струйским.
Демонстрация слайдов с видами усадьбы.

Будто в сказке, весь день проезжали через владения рузаевского «курфюршества», и лишь под вечер усталые кони всхрапнули у переезда через реку; на другом берегу, за укрытием крепостного вала, высились белые дворцы и службы, золотом горели купола храмов, ка-кое-то знамя реяло на башне господского дома… Это была Рузаевка — имение Николая Еремеевича Струйского, находившееся в Инсарском уезде Пензенской губернии.

Звучит Маленькая ночная серенада I часть. В.А.Моцарта. Н.Е.Струйский сидит за столом с пером и бумагой, лицо выражает вдохновение. Он творит. В порыве вскакивает, читает отрывки вслух, опять садится. (В это время звучит текст).

Хозяйка салона. Был Николай Еремеевич человеком начитанным и для своего времени весьма неплохо образованным, знал иностранные языки и был сведущ в науке; он любил театр и литературу, музыку и живопись, был знаком и дружен со многими выдающимися деятелями культуры. Струйский с молодости собирал библиотеку и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии. Дом свой в Рузаевке огромный в три этажа построил из старинного кир-пича, но по новейшим рисункам. Два храма: один старинный, в нем вся живопись иконная на итальянский вкус, другой - обширный, величественный, академики писали весь иконостас. Красоте зодчества ответствует все прочее: богатейшая утварь, ризница пышная, везде золото рассыпано нещадно.

Струйский уходит, сочиняя на ходу.

Звучат колокольные звоны. Выходят дети, исполняют «Песенку про ангелов».

Затем уходят. Слуги убирают стол и стул.

Хозяйка салона. Но вернёмся к молодой хозяйке дома – Александре Петровне. Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт, который забавлял и отчасти пугал детей, потому что нелегко было из него выбраться. Воспитание детей занимало всё ее свободное время.

Появляется Струйская с рукоделием в руках (вышивка), другой рукой ведёт малышку лет трёх (Надежда). Она садится на диван, девочку сажает к себе в ноги, даёт ей в руки тряпочную куклу. Мальчик годом старше (Леонтий) играет в волчок, старшая девочка (Маргарита лет шести) подходит к матери с вышивкой и просит помощи. Ещё один мальчик (старший Юрий лет семи) скачет на деревянной лошадке.

 
Струйская. Надюшенька, дружочек, садись поиграй. Вот тебе тряпица, справь одежёнку. Юра, сынок, играйся чуть поодаль, не ровён час задавишь кого.

Маргарита. Матушка, помоги, узор не выходит.

Струйская. Не печалься, голубушка, всё у тебя славно выходит, гляди: зелёный лепесток из стебля пробивается. Давай-ка ниточку подберём нужную.

Маргарита. Вот эта подойдёт?

Струйская. Поднеси к работе да примерь, Маргаритушка.

Леонтий бросает свой волчок и хочет отнять лошадку у старшего брата. Происходит ссора.

Струйская. Юра, сынок, Лёнюшку не забижай, да и тебе не пристало с малолетними ссоры затевать. Пора тебе, свет мой, учением заняться. Поди к себе, да прилежным будь.

Струйская. Ну, пора уже и прогуляться. Погода сегодня просто сказочная.

Маргарита. Матушка, дозволь на полянку пойти, там так весело. Юра будет пастухом, а я пастушкой. Мы станем играть на дудочках, а вокруг будут танцевать цветочки. Дозволь, ты увидишь, как это забавно.

Струйская. Ступай, голубка, поглядим.

Сашенька берёт младших и выходит, затем она появляется из другой двери с кружевным зонтиком, садится в летнее плетёное кресло, а рядом, в ногах устраиваются младшие дети.

 
 
Дети исполняют композицию «Свирель да рожок».

Затем дети убегают, остаётся Струйская.

Струйская. Ну, полно, полно. Теперь и чаю в самый раз будет испить.

Струйская уходит и уводит с собой детей.

Хозяйка салона играет с гостями в подвижную игру «Звонарь».

В салон входят Струйские, общаются с гостями, Александра Петровна предлагает чай.

Хозяйка салона. Александра Петровна была личностью необыкновенной. Она подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых в живых осталось восемь. Все, кому пришлось с ней встречаться, были ею очарованы. Тверда была, доброжелательна и к лю-дям относилась с большим вниманием, верна истинным друзьям.
Входит Рокотов.

Струйский. Рокотов! Ты вовремя! Ты всегда приходишь вовремя. Чудная мысль осенила меня крылом своим благодатным. Направила желания мои к созданию собственной своей типографии, в которой бы выпускались изящные издания, прославившие меня на всю Европу. А, Рокотов, каково?!

Рокотов. Блистательно, сударь. В этом деле, верю я, не будет Вам равных.

Хозяйка салона. И действительно в рузаевской типографии выпускались изящные издания, славившиеся на всю Европу. По своему изяществу и добротности работы они смело соперничали с лучшими изданиями европейских типографий. Лучшие русские гравёры резали на медных досках виньетки, заставки, узоры и рамки. Крепостные мужики, обученные барином-графоманом, печатали книги на превосходной александрийской бумаге, иногда даже на атласе, на шелках и на тафте, используя высококачественные краски, набирая тексты уникальными шрифтами. Екатерина II не раз хвалилась перед иностранцами неповторимыми образцами рузаевской типографии.

Мелодекламация стихов Н.Е.Струйского. Звучит романс Д.Шостаковича из кино-фильма «Овод» в исполнении фортепиано.

Струйский (читает восторженно)
Доколь здесь свет в очах я солнца ощущаю,
Тебе, Монархиня, весь дух мой посвящаю!
О! Если бы судьба трубу мне подала,
Воспел бы я моей Монархини дела!..
Воспел бы я Её и брани, и законы!
Но многие к сему всесильны зрю препоны…
Твоим могуществом могу быть оживлён,
И к Музе я теперь нежнейшей прилеплён.

Хозяйка салона. Мы, безусловно, можем гордиться нашим соотечественником и, продолжая главное дело его жизни, более чем через два столетия издаём в детском саду свои книги и журналы.

Дети представляют свои рукописные книги, журналы.

Хозяйка салона. А сейчас покажем, как мы сочиняем стихи для своих книг. Начнём с разминки «Подбери рифму»

Книжка – (мышка, шишка, крышка),
Белка – (грелка, стрелка, тарелка),
Кошка – (окошко, гармошка, лукошко),
Печка – (свечка, гречка).

А теперь поиграем в игру «Дополни строчку»:
Ра – ра – ра - начинается (игра);
Са – са – са – под кустом сидит (лиса);
Ру – ру – ру – солнце светит (поутру);
Ча – ча – ча – в комнате горит (свеча);
Ра – ра – ра – вот и кончилась (игра).

Хозяйка салона. А теперь – шарады – любимейшее занятие аристократов – отдых, развлечение, вдохновенная игра словами. Разгадать шараду – наслаждение.

Первый слог – одна из нот,
Слог второй весной цветёт.
А итоговое слово
Есть у здания любого. (Фасад).

Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А вместе в галерее
Найдёшь ты без труда. (Картина)

Картины, так же как люди и книги, имеют свою судьбу... И сегодня, уйдя от небытия, запечатленные талантливым художником два с четвертью века назад, муж и жена Струйские остались рядом, сменив рузаевскую усадьбу на зал Третьяковки.

Выходят все участники театрализованной постановки и гости салона (дети)

Струйская. В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

Рокотов. Николай Еремеевич оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, где выросли еще многие поколения дворян, сохранив в ней дыхание муз. Он оставил своим наследникам главное богатство — блаженство твор-чества и красоты.

Струйский.
«Музы, вы мое богатство,
И спокойствие душевно,
И блаженство в краткой жизни...»

Финальная песня: 

 
 ВСЕ: У ПРЕЛЕСТНОГО ПОРТРЕТА
МЫ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ
В ПОТОКЕ ПЫЛКОГО СЮЖЕТА
СУДЬБОЙ ГЕРОЕВ УВЛЕКЛИСЬ.

ЛИТЕРАТУРУ И ИСКУССТВО
СОЕДИНИТЬ В ОДНО ПОДЧАС
ПОЛУЧАЕТСЯ У НАС.

СТРУЙСКИЙ: И ТЕАТР, И НАУКА,
КНИГИ, ТАНЦЫ И СТИХИ.
Я ХОЗЯИН В ДОМЕ СТРОГИЙ –
ЛУЧШЕ МУЖА НЕ НАЙТИ.
СОБИРАЮ Я КАРТИНЫ:
НАТЮРМОРТЫ И ПОРТРЕТ,
ЧТОБ О НИХ УЗНАЛ ВЕСЬ СВЕТ

СТРУЙСКАЯ: ЖЕНОЙ БЕЗУМНОГО ПОЭТА
БЫТЬ, ПОВЕРЬТЕ, НЕЛЕГКО.
ЗАТО ВНИМАНЬЕ, ПЫШНОСТЬ СВЕТА
ЦЕНЮ Я ОЧЕНЬ ВЫСОКО.

ВСЕ: ПЕВЦЫ, ХУДОЖНИКИ, ПОЭТЫ,
МУЗЫКАНТЫ В ДОМЕ ТУТ –
ЕЕ ВСЕ МУЗОЮ ЗОВУТ.

РОКОТОВ: Я УВИДЕЛ В НЕЙ ЗАГАДКУ,
НЕЖНОСТЬ, СВЯТОСТЬ, КРАСОТУ.
НО ЦЕНЮ Я ДАМУ ЭТУ
И ДРУГОЙ НЕ ПРЕДПОЧТУ.

ВСЕ: ОН, КОНЕЧНО, БЛИЗОК К ЦЕЛИ…
ОНА КЛЯТВЫ НЕ ДАЕТ,
НО ОЧАГ СВОЙ БЕРЕЖЕТ.

ДЕТИ: ВЗРОСЛЫЕ СВОИМ ПРИМЕРОМ
УВЛЕКЛИ НАС ЗА СОБОЙ.
ВАС ПОРАДОВАТЬ СУМЕЛИ
ТЕАТРОМ, ПЕСНЯМИ, ИГРОЙ.

ВСЕ: И СЕГОДНЯ МЫ ВЕРНУЛИСЬ
В ПРОШЛЫЙ ВЕК НА ЦЕЛЫЙ ЧАС
ЧТОБЫ УДИВТЬ ВСЕХ ВАС.
 
Экскурсовод. Ребята, вот и завершилась наша экскурсия по Третьяковской галерее. Благодаря необыкновенному путешествию во времени, мы смогли заглянуть в далекое прошлое нашего города Рузаевки, пообщаться с замечательными людьми, узнать много нового.

 
Категория: Конспекты развлечений | Просмотров: 1684 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Админ  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]