Четверг, 15.11.2018, 03:14 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Январь » 21 » Семинар «Праздники и развлечения как один из эффективных путей опосредованного обучения дошкольников»
10:36
Семинар «Праздники и развлечения как один из эффективных путей опосредованного обучения дошкольников»
План семинара

Занятие 1. Значение и содержание досуговой деятельности в воспитании и развитии дошкольников. Место развлечений и праздников в досуговой деятельности, их основная дидактическая цель. Особенность проведения развлечений на современном этапе.

Занятие 2. Регламентированная дискуссия «Праздники и развлечения как один из эффективных путей опосредованного обучения дошкольников».

Занятие 3. Открытый просмотр интеллектуальных праздников, музыкального развлечения и театрализованной постановки.


Занятие 1.
Значение и содержание досуговой деятельности. Место развлечений и праздников в досуговой деятельности, их основная дидактическая цель. Особенность проведения развлечений на современном этапе.


Досуговая деятельность - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, закрепления навыков и умений, полученных на занятиях, развития творчества. Досуговая деятельность осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников в свободное время, а также путем самообразования и творческой деятельности. Досуговая деятельность должна быть постоянной заботой педагогов дошкольного учреждения. Особое место принадлежит праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится на основных видах познавательной деятельности и использовании информационно – развлекательного содержания. Главное: совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности. В практике работы дошкольных учреждений накоплен опыт организации различных видов праздников, развлечений, досугов, музыкально – литературных концертов, инсценировок, зрелищ, спортивных развлечений, концертов детской художественной самодеятельности. Наиболее актуальными являются формы, которые строятся на интеллектуально – развлекательном содержании и успешно используются в вариативной образовательной работе с дошкольниками. Математические: игры – шоу, игры – соревнования, математические многоборья, математический театр, математические викторины; познавательно – речевые: конкурс знатоков русской речи, литературные викторины, логопедический театр, КВН, космические путешествия; музыкальные: музыкально – литературная композиция, музыкальная гостиная, вечера шуток и загадок, тематические вечера творчества композиторов, «Посиделки» и другие. Каждый праздник является экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности интеллектуально – познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки. На праздниках большое значение имеет художественное слово (загадки, считалки, стихи и прочее), оно обогащает содержание праздника. Организация развлечений и праздников требует от взрослых продуманной подготовки всей процедуры «мероприятия», согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и раскованно выполняет свои роли и функции. Это могут быть педагоги или родители. Особый подход к проведению театрализованных представлений в детском саду: использование различных видов театра, интеграция различных видов деятельности в предварительной работе.

Занятие 2. Регламентированная дискуссия «Интеллектуальное, эстетическое, нравственное и физическое развитие детей посредством досуговой деятельности»

Роли: ведущий – старший воспитатель, 2 руководителя малых подгрупп, члены групп (5 – 6 человек в каждой), экспертная группа (педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель). Описание игры До начала педагоги распределяются на две группы. В каждой группе выбирается руководитель, который осуществляет координацию действий группы в ходе игры, обеспечивает соблюдение всеми членами группы правил сотрудничества.

1 этап игры. Выдвижение проблемы. Ведущий дает задание участникам игры обсудить и сформировать проблемы, которые являются актуальными и требуют дальнейшей практической разработки в аспекте обсуждаемой темы. Каждый член группы высказывает свое мнение. Предложенные проблемы коллективно обсуждаются и отбирается несколько наиболее значительных. Затем один из членов группы выступает и предлагает эти проблемы для обсуждения. (Приложение №1) Экспертная группа записывает сформулированные проблемы, оценивает их актуальность и практическую значимость. Оформляют запись в форме учета работы группы (Приложение №2).

2 этап игры. Разработка проблемы. Экспертная группа после оценки предложенных проблем вместе со старшим воспитателем определяют каждой группе одну проблему для разработки. Разработка осуществляется в форме тезисов всеми членами группы. Принимается окончательный вариант. (Приложение №3).

3 этап игры. Защита проблемы. Для выступления по защите проблемы каждой группе предлагается 3 минуты. Представитель группы должен кратко, но достаточно убедительно сформулировать основные пути решения проблемы. В ходе защиты проблемы члены других групп: - задают вопросы; - выступают с возражениями; - вносят конкретные предложения по доработке проблемы. Эксперты оценивают выступления группы и ее ответы на вопросы. оцениваются вопросы, возражения, предложения. Результаты оценок записываются в таблице.

выдвижение
проблемы
защита проблемывопросы ответывозражениепредложенияорг. работаобщее число баллов

4 этап игры. Подведение итогов. После обсуждения итогов работы каждой группы эксперты дают анализ работы по каждому этапу игры: оценивают значение и актуальность предложенных проблем; обоснованность защиты одной из проблем; умение задавать вопросы и отвечать на них. Оцениваются также деловые контакты в группах, реакция на возражения и предложения, игровые элементы. Итоги игры представляются в виде таблицы, которая заполняется по мере выполнения заданий. Заключение по итогам игры - старший воспитатель.

Проблемы, предложенные воспитателям для обсуждения
1. Особенности организации и оборудования досуговой деятельности.
2. Направленность и специфика методов и приемов по формированию у дошкольников эмоционального настроения, оригинальности и самостоятельности при проведении досугов.
3. Самостоятельность и активность детей на развлечениях и праздниках.
4. Особенности индивидуальной работы с детьми при планировании праздников и развлечений.
5. Специфика проведения математических праздников в детском саду.
6. Специфика проведения познавательно – речевых праздников в детском саду.
7. Специфика проведения музыкальных праздников в детском саду.
8. Специфика проведения праздников по ИЗО в детском саду.
9. Специфика проведения экологических праздников в детском саду.
10. Специфика проведения физкультурных праздников в детском саду.
11. Особенности подготовки и проведения театральных постановок в дошкольном учреждении.
12. Привлечение родителей к проведению развлечений и праздников в детском саду.
13. Взаимосвязь педагогов – специалистов и воспитателей при проведении интеллектуальных праздников.
Категория: Методическая работа | Просмотров: 3052 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]