Вторник, 12.12.2017, 09:30 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость

Материалы для аттестации на 1 квалификационную категорию

 педагога дополнительного образования детского сада №114 ОАО "РЖД"

хореографа Годяевой Ирины Михайловны

 

Образование: окончила в 1990 году Пензенское училище культуры и искусств, специальность: культпросветработа,  квалификация: организатор культпросветработы.

Педагогический стаж - 24 года.

Кусы повышения квалификации: 15.02. - 19.02.2017г. ГБОУ ДПО  (ПК) С «МРИО» (г.Саранск), 108 ч.

С профессиональным портфолио можно познакомиться, перейдя по ссылке

 

Педагогический опыт педагога дополнительного образования Годяевой Ирины Михайловны

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства. Освоение танца, как способа мышления, для нравственного и эстетического воспитания личности»

I. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

«Ни искусство, ни мудрость не могут

Быть достигнуты, если не учиться»

Демократ

Целенаправленная организация работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе дошкольного образования ,обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка ,его гармоничного физического и духовного развития. Актуальность опыта определяется тем, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания подрастающего поколения. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается важность областей художественно-эстетической направленности, формирующих у детей творческие способности и эстетический вкус .Среди множества форм художественного воспитания хореографическое искусство занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление, дают гармоничное развитие. Дошкольный возраст - один из важных и значимых периодов в жизни человека. Именно тогда происходит «закладка» всех жизненных основ. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься танцами именно в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее своих сверстников. Возрастающие запросы общества требуют современных методов. Новый подход в изучении хореографии состоит в том, чтобы сориентировать педагога на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

II. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современная стратегия образования базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни. Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность-это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией. Активным, творческим, пробуждающим в ребенке художественное начало, является сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, дети не просто пассивно воспринимают красивое, они преодолевают определенные трудности, совершают немалую работу для того, чтобы красота стала им доступной. Познав красоту в процессе творчества, ребенок начинает глубже чувствовать прекрасное во всем: и в искусстве, и в жизни. Ведущая идея опыта заключается в активизации на занятиях хореографией творческие проявления воспитанников , усилении роли творческого начала в развитии личности дошкольника. Творческие проявления детей должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Для этого необходим анализ индивидуальных способностей детей и разработка постепенного внедрения творческих заданий на занятиях. В современном понимании для успешного обучения хореографии характерны:

- совместная деятельность педагога и воспитанника;

- изучение основ танца (классического, народного, эстрадного);

- тренировка , то есть самостоятельная работа детей;

- соответствие материала возрастным особенностям;

- одновременное осуществление эстетического воспитания и физического развития детей;

III. Теоретическая база опыта.

При обобщении своего опыта я опиралась на богатейший опыт известных мастеров танца, теоретиков, педагогов-практиков: А.Я. Вагановой, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко, Р.С. Стручковой. Также, мною была использована следующая литература:

1. Боголюбская М.С. «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебно-методическое пособие». М.,2010.

2. Барышникова Т.А. « Азбука хореографии» М.,2009.

3. Горшкова Е.О. «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце» М.,2011.

4. Коренева Т.Ф. « Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного и младшего школьного возраста» М.,2010.

5. Матяшина А.А. Образовательная программа « Путешествие в страну «Хореография» М.,2010.

6. Пасютинская В.А. « Волшебный мир танца» М.,2010.

IV. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы и приемы воспитания и обучения.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах других народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. В процессе работы с детьми стараюсь объяснять значение каждого движения. Воспитанники должны понимать, что исполнение тех или иных движений - не просто «прихоть» педагога, а целенаправленное выполнение задач учебно-тренировочной работы. В искусстве танца нет «потолка», каждое движение или фрагмент могут постоянно отрабатываться и совершенствоваться. Но, как бы ни важна техническая сторона танца - это не должно быть самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое повторение движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий характер. Только в этом случае, занимаясь хореографией, ребенок не просто разучит определенное количество движений и танцев ,а на каждом занятии будет познавать своеобразный и выразительный язык хореографического искусства ,получит полное представление о прекрасном мире танца. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных подходов к занятиям с дошкольниками. В традиционных технологиях основная единица учебного процесса - это занятия и репетиции, которые носят репродуктивно-практический характер и решают множество целей и задач образовательного процесса и, прежде всего, состоят в освоении учебного и концертного репертуара. К инновационным методам можно отнести синтез хореографии с другими видами искусства. Проанализировав и проработав специализированную литературу, за основу своей работы взяла Программу А.А . Матяшиной «Путешествие в страну «Хореография». Структура программы предполагает наличие таких разделов:

1.Экзерсис

2.Партерный экзерсис (упражнения на полу)

3.Сюжетно-образная драматизация

4.Танцевальное творчество

Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю и состоят из следующих частей:

- Поклон-приветствие

- Разминка, экзерсис

- Партерная гимнастика

- Игровое и танцевальное творчество

- Поклон-прощание

Помимо подгрупповых занятий, использую индивидуальную работу с солистами и дуэтами. Сольная партия воспринимается детьми как награда за проделанный труд. Подготовка детей к фестивалям и конкурсам - это еще одна из форм работы с дошкольниками. Выступления на публике -хороший стимул к дальнейшим занятиям. Танец - это итог определенного этапа деятельности ребенка. Воспитанники детского сада принимают участие во Всероссийском конкурсе детского творчества «Страна талантов», фестивалях «Пластилиновая Ворона» и «ЮНИТЭР» зажигает звезды». Новой формой работы в нашем учреждении стало взаимодействие двух коллективов: детского и ансамбля педагогов ( руководитель Уланова В.В) в музыкально-хореографической деятельности. Партнерские взаимоотношения детей и взрослых предполагают взаимное обучение и развитие обеих сторон ,которые несут ответственность не только за свою роль в композиции ,но и за всю постановку в целом. В результате совместной творческой деятельности появились такие музыкально-хореографические постановки: « Величальная», «Апрель», «Минь-Мокшетама», «По саду», «Презентация костюмов финно-угорских народов». Традиционной в практике детского сада стала Салонная форма работы. Это сочетание познавательной деятельности по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной функцией. В прошлом учебном году совместно с музыкальным руководителем Улановой В.В. был поставлен Ритмопластический спектакль «День Ангела» на музыку П.И.Чайковского. Получился глобальный творческий проект, объединивший музыку, историю, живопись, хореографию и театральное искусство. В спектакле были задействованы воспитанники старшей и подготовительных групп, а также воспитатели, специалисты и родители. И дети ,и взрослые с большим энтузиазмом подошли к подготовке спектакля: продумывали нюансы своей роли, принимали участие в оформлении постановки (реквизит, костюмы). Спектакль был показан перед родителями, а также на методическом объединении музыкальных руководителей города Рузаевки, где получил положительную оценку от коллег и родителей. Реализация педагогического опыта осуществляется по нескольким направлениям:

- Работа с воспитанниками

- Сотрудничество с воспитателями и специалистами

- Взаимодействие с родителями

С родителями проводятся консультации и совместные мероприятия. При общении с родителями детей с выраженными хореографическими данными, рекомендую дальнейшее продолжение занятий в учреждениях дополнительного образования, школах искусств, учреждениях культуры. Являюсь руководителем Образцовых хореографических коллективов «Непоседы» и «Антре» Центра культуры имени А.В.Ухтомского и многие воспитанники и выпускники детского сада продолжают заниматься хореографией именно у меня.

V. Анализ результативности.

Реализация данного педагогического опыта позволила:

  • Создать в дошкольном учреждении условия для совершенствования хореографической деятельности дошкольников.
  • Апробировать традиционные и инновационные образовательные технологии.
  • Способствовать полноценному развитию личности и реализации творческого потенциала воспитанников.
  • Наладить творческое сотрудничество с организациями: Центром образования детей « ЮНИТЭР», Детской школой искусств №1, Центром Культуры имени А.В. Ухтомского.

Воспитанники детского сада - постоянные участники педагогических конференций образовательных учреждений, Дней компании ОАО «РЖД», сольных концертных программ Образцовых хореографических коллективов « Непоседы» и «Антре», творческих вечеров в ДШИ№1, Дней Железнодорожника в ДК «Орион». Дети участвовали в открытии памятника Паровозу на главной площади города, выступали в театре Оперы и Балета в городе Саранске. Педагоги и воспитанники принимали участие в Международном практическом семинаре в рамках международного проекта «Языковое гнездо». Для гостей было показано фольклорно-обрядовое представление «Минь-мокшетама». Выступление детей и ансамбля педагогов состоялось в рамках выездного практического занятия курсов повышения квалификации музыкальных руководителей Мордовского института образования «Гармоничное развитие дошкольника средствами ритмопластики и хореографии». Ритмопластический спектакль «День Ангела» был показан на методическом объединении музыкальных руководителей города Рузаевки «Оптимизация эмоционально-личностного потенциала детей через синтез искусств и партнерские отношения».

VI. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работа с детьми -это увлекательный, но очень сложный процесс. Он требует от педагога определенных личностных качеств, постоянного поиска, обновляемых знаний теоретического и практического характера, а также сотрудничества с педагогами ,администрацией и родителями воспитанников. Именно связь с семьей является залогом успешной реализации творческого потенциала ребенка. Дети впервые наденут сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это, несомненно, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения. Многие родители воспитанников нашего детского сада проявляют интерес к творчеству ребенка и поддерживают это увлечение. К сожалению ,не все родители понимают важность художественно-эстетического воспитания. Между тем, любая творческая деятельность ,в том числе хореографическая, развивается наиболее полно и активно именно в детском возрасте. Еще Я.Коменский отмечал: «В человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте».

VII . Адресные рекомендации по использованию опыта.

Свой материал по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства. Освоение танца, как способа мышления ,для нравственного и эстетического воспитания личности» я разместила на сайте дошкольного учреждения.

Опыт разработан на основе методологических взглядов на образование, развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста. Может использоваться в хореографических студиях, детских садах, центрах развития ребенка.

Адресован педагогам дополнительного образования, руководителям танцевальных коллективов.

VIII. Наглядное приложение: конспект занятия.

Мастер-класс для детей и родителей по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Цель мастер-класса: Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

  • Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
  • Раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия детей и родителей в играх и упражнениях по развитию ритмического чувства.
  • Убедить родителей в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Материально-техническая база: помещение для проведения мастер-класса, ритмо-палочки, детские музыкальные шумовые инструменты.

Продолжительность проведения: 30 минут.

Практическая значимость: повышение уровня знаний родителей воспитанников по использованию различных приемов для развития метроритмического чувства у детей дошкольного возраста. Вовлечение в совместную деятельность взрослых и детей.

Участники: воспитанники старшей группы и их родители.

Структура мастер-класса:

  • Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
  • Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
  • Рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Вступительное слово

Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна или слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное- это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Практическая часть.

Речевая игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! Разводят руки в стороны с легким поклоном.

– Доброе утро, – нам шепчут цветки, Соединить пальцы рук – «бутон цветка»

– Доброе утро, – журчат ручейки, Быстро перебирать пальцами, покачивая кистями рук вправо-влево

– Доброе утро, – нам птица поет, Соединить руки крест-накрест, делать взмахи – птица летит

– Доброе утро, – скажет нам кот, «Кошачьи лапки»

– Доброе утро, – нам скажет пчела, Машут «крылышками»

– Доброе утро, как ваши дела? Разводят руки сначала в правую, затем в левую стороны

Доброе утро солнцу

и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам, Поднять скрещенные руки над головой, пальцы в стороны,

Соединить руки крест-накрест, «птица летит»

Руки полочкой, кладут на них подбородок

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

длится до вечера! Отводят в сторону правую руку

Отводят в сторону левую руку

Прижимают руки к груди.

Руки в стороны и вниз.

Педагог. Как ваше настроение? А давайте поделимся нашим хорошим настроением еще с кем-нибудь! Согласны ? (ответ). Тогда отправляемся в лес, подарим зверюшкам наше хорошее настроение! Вставайте паровозиком и крепко-крепко держитесь друг за друга, чтоб никто не потерялся.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агафонникова

Педагог. Встретилась нам речка на пути, а в речке рыбки плавают, давайте немного порыбачим!

Упражнение с ритмо-палочками «Рыбка».

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками

Вот Передаем соседу справа

Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева

Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками

Чуточку- Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками

Меня Передаем соседу справа

Рыбак Берем другую палочку, переданную соседом слева

Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками

На удочку- Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

• Повторить все движения в левую сторону.

• Затем повторить в 2 раза быстрее, т. е. удар и передача на каждую четверть. (Новоскольцева, Каплунова "Этот удивительный ритм")

Педагог. Отправляемся дальше.

Упражнение «Большие и маленькие ноги» Муз. Агафонникова

Педагог. Вышли мы с вами на лесную полянку, а там зверюшки разные и кто к нам вышел первым? Посмотрите, да это же лисонька!

Самомассаж «Лисонька»

Утром Лисонька проснулась.

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась!

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока,

Вот какая красота.

А потом ладошкой

Пошлепала немножко,

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица Лиса! До чего же, хороша!

(Выполнять все движения по тексту)

Муз. рук. А кто же еще был на полянке? Да это же зайчишки!

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Скачет зайка косой, (Указательный и средний пальцы правой руки – вверх, остальные соединить.)

Под высокой сосной (Ладонь левой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Под другою сосной (Ладонь правой руки – вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Скачет зайчик другой (Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить)

Педагог. Напугали зайчишку охотники, и побежал он скорей прятаться в домик к оленю, ведь у него же дом большой!

Песня «У оленя дом большой» Французская народная мелодия

(пение с движениями по тексту)

Педагог. Не смогли охотники никого догнать, так и ушли ни с чем! Обрадовались звери, вышли снова все на полянку, прихватили с собой музыкальные инструменты: зайчишка взял барабан, лисичка взяла молоточек, даже мишка вылез из берлоги с бубном.

Хороводная игра с использованием

детских музыкальных шумовых инструментов

«На лесной полянке»

Утром рано на лесной полянке Идут хороводным шагом по кругу

Громко, громко зайчик барабанит.

Тра-та-та, тра-та-та, Имитируют игру на барабане, а «зайчик» играет на настоящем

Зайчик барабанит.

Из берлоги вылез медвежонок, Идут как медвежата

Начал в бубен он играть спросонок.

Бум-бум-бум, бум-бум-бум, Притопывают ногами поочередно, «медвежонок» играет на бубне

Бум-бум-бум, бум-бум-бум.

И лисичка очень рано встала, Выполняют пружинки с поворотами вправо-влево, руки держать как лапки у лисички

Молоточком звонко застучала

Тук-тук-тук, тук-тук-тук Стучать кулачком правой руки по левой ладошке, «Лисичка» стучит молоточком

Звонко застучали.

Стало тихо сразу на поляне, Идут хороводом

Звонко, звонко дождик барабанит.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Ударяют указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. Ударяют указательным пальцем левой руки по ладони правой руки

Педагог. Ну вот, дождик пошел! Пора нам отправляться обратно в наш детский сад, садитесь скорей в автомобили, чтоб не промокнуть, поедем назад.

Упражнение «Автомобиль» Муз. М. Раухвергера

Двигаться топающим шагом, в руках держать воображаемый руль.

Итог.

Педагог. Наше путешествие закончилось. До новых встреч!

Профессиональное портфолио

МОРДОВИЯ