Вторник, 19.06.2018, 00:21 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Александрина » Педагогическая копилка

Поликультурное воспитание посредствам проектной деятельности дошкольников
15.02.2018, 22:09

Детство – уникальный период становления личности. Развитие ребенка происходит на базе накопленного человечеством социально- историческогоопыта, который познается через мир взрослых. Ценность этого опыта ребенок видит со всеми достоинствами и недостатками. И перед нами взрослыми стоит очень важная задача повысить уровень культуры, гуманнизировать мир взрослых, тогда позитивно-содержательной будет и культура мира детей.

Мы вспоминаем свое советское детство, когда с гордостью и радостью надевали национальные костюмы народов дружественных республик, пели песни, танцевали, переписывались,и это было замечательно.Ребенок собирательный образ взрослых, которые его окружают. Поэтому и нам,взрослым, будет очень полезно возродить, взрастить ростки толерантного отношения к людям, живущим рядом с нами, но непохожих на нас.

Необходимо эффективное лекарство для нашего общества чтобы противостоять расизму, предубеждениям, предвзятости, ненависти, основанной на национальных различиях. И чем раньше наше общество начнет принимать это лекарство, тем более стойкий иммунитет будет у наших детей. И такое лекарство существует. Это поликультурное образование уже в детском саду.

Что же такое поликультурное образование? ВФедеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» даны следующие определения. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Исходя из этих определений, можно сказать, чтополикультурное образование- это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе уважения и знания своих национальных корней и толерантного отношения к представителям других национальностей, отличающихся по языковому, этническому или расовому признаку.

Цели поликультурного воспитания в детском саду:

формирование способности ребенка к активной, позитивной, эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде,

формироватьумения существовать с людьми разных национальностейв мире и согласии,

овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур,

воспитание чувства толерантности, понимания и уважения других культур.

Цели очень важные и благородные. Важным условием их достижения является личный пример взрослого, связь между поколениями и конструктивный обмен информацией, понятный и доступной для детей. Интеграция поликультурного образования во все виды деятельности дошкольника. Для решения этой задачи часто используется метод проектирования. Достоинство метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями. Входе подобных дискуссий определили следующие позиции.

Метод проектирования динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.

Метод проектирования позволяет оптимизировать стиль взаимодействия – перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей [1].

Работа начинается с теоретического материла, по которому будет составляться проект. В процессе знакомства с этим материалом формируется проблема, которую дети могут решить при помощи полученных знаний и ставятся задачи. Далее участники проекта планируют свою работу и приступают к еевыполнению.Используются все виды источников получения дополнительной информации. Хорошая мотивация подталкивает детей самостоятельно добывать знания. И эти знания очень прочны и эффективны. И на заключительном этапе дети могут видеть, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения более эффективным.

Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В. Фуряевой, выделяют следующие виды проектов: исследовательски-познавательные, игровые, информационно-практико- ориентированные, творческие.

Для решения задач поликультурного воспитания этот метод очень эффективный и все предлагаемые виды его доступны и интересны для детей дошкольного возраста. В процессе работы над проектом дети узнают о своих национальных корнях не только из современных источников, решается очень важная задача – общения поколений, передача многовекового опыта человечества. Но знаний о своем народе для современного ребенка мало. Детский интерес к познанию пробудит желание танцевать, петь, играть в игры других народов, примерить национальный костюм и попробовать говорить как они. Такое стремление формирует мировоззрение и толерантное отношение, способствует воспитанию чувства патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой.

          Литература:

.

  1. Гуревич М.И. О роли метода проектов и модернизации образования. - [Электронный ресурс]. URL:http://www.ngc.niro.nnov.ru/3_2004/10.pdf
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Категория: Педагогическая копилка | Добавил: aleksandrina114
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]