Четверг, 15.11.2018, 02:36 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Александрина » Педагогическая копилка

Проект "Бабушкины куклы"
17.07.2018, 23:06

Проект «Бабушкина кукла»

Аналитическое обоснование: Мы живем в мире высоких технологий, сумасшедшего ритма жизни, шума и стрессов. Такой ритм выдержать сложно и нас подсознательно тянет быть ближе к природе, размеренной жизни, которой жили наши предки, вспомнить житейскую мудрость, ощутить спокойствие и защищенность. Наверно, поэтому возрождается интерес к истории, культуре, традициям, обычаям и быту своего народа. К сожаление большая часть духовного наследия и предметов народной культуры оказались утраченными. Поэтому проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер и решать ее надо начинать с дошкольного возраста.

Игрушки - важнейшие составляющие любой культуры. Самой известной и любимой игрушкой любого народа была тряпичная кукла. С ней играли и в царских палатах и крестьянских избах. Она воспитывала в детях уважение к семье, любовь к Родине, труду. Учила быть милосердными, добрыми, умными, проявлять уважение и заботу. Знание истоков родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания, поэтому эта тема актуальна.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредствам ознакомления с тряпичной народной куклой.

Задачи.

Познакомить детей с историей возникновения тряпичной куклы.

Обогащать знания дошкольников о куклах, их видах

(куклы-обереги, обрядовые, игровые).

Познакомить детей с различными техниками изготовления тряпичной куклы (пеленашки,закрутка).

Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа и интерес к народной кукле.

Создать условия для развития творческих способностей детей.

Замысел проекта: В результате работы над проектом у дошкольников возрастет интерес к русской народной культуре, сформируется представления: об истории появления народной тряпичной куклы, о различных техниках ее изготовления. Пополниться предметно-развивающая среда

Вид проекта: информационно-исследовательский

Проект долгосрочный, рассчитан на 1месяц для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы и родители.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный этап

Подготовка наглядных и дидактических материалов:

тряпичные куклы (Крупеничка,Берегиня, Кубышка-травница, Подорожница, кукла-закрутка, Нянюшка), видио и фото материалы, тематические альбомы по теме проекта, настольно-печатные и дидактические игры: «Подбери наряд для куклы», «Четвертый лишний» и др; репродукции картин: Ж.Б. Грез «Девочка с куклой», А Ремнев « Масленница» и др.

Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления тряпичных кукол, технологические карты по изготовлению тряпичных кукол «Пеленашка», «Закрутка», «Нянюшка»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр (старинные предметы быта)

Предварительное чтение художественной литературы: А.Барто « Кукла», Е.Благинина « Малышок-голышок», Р.Гейдар « Какое имя кукле дать?»; авторские сказки Н.Д. Телешов « Сказка про Крупеничку», О. Назарова « Про куклу»; русские народные сказки: « Василиса Прекрасная», « Матушкина куколка», « Баба-Яга»

Анкетирование родителей: « Любимые игрушки вашего ребенка», « Воспитание национальной культуры в вашей семье»

Продуктивный этап

Постановка проблемы

«Путешествие в прошлое»

В ходе обсуждения вопросы к детям:

- Как вы думаете, какими игрушками играли дети в давние времена?

- Где дети могли приобрести игрушки?

- Из чего могли сделать игрушки родители для своих детей?

- Как могла выглядеть такая кукла?

- Кто может рассказать нам о тряпичных куклах?

Знакомство с историей возникновения тряпичной народной куклы:

НОД и бесед: «История появления тряпичной куклы», «Русская народная тряпичная кукла» «Виды тряпичных кукол: обереговые,игровые, обрядовые», « Кукла Крупеничка», «Кукла Берегиня» Рассматривание видео и фотоматериалов по теме. Обсуждение признаков кукол разных групп: обрядовые, обереги, игровые. Чтение русских народных сказок: « Василиса Премудрая», « Матушкина куколка» и стихотворение Г.Заславская « Кукла» и д.р. Рассматривание репродукций картин (Ж.Б. Грез « Девочка с куклой», М. Игнатьев « Мама»)

Используя технологические карты формировать у дошкольников навыки изготовления тряпичных кукол. Продуктивная деятельность: « Кукла-Пеленашка», «Кукла-Закрутка», « Кукла –Нянюшка»

Исследовательская деятельность. Обсуждения на темы: « В какие куклы играли наши бабушки?», « Почему тряпичные куклы безликие?» и т.д. « Кукольных дел мастера». Встреча с мастерами и посещения их выставки кукол. Сравнение тряпичных кукол разных видов, нахождение сходств и различий.

Игровая деятельность детей. Словесные, дидактические, настольно-печатные игры: « Опиши куклу», « Узнай куклу по описанию», « Магазин игрушек», « Четвертый лишний»;

Сюжетно-ролевые игры: «Посиделки», « Ярмарка» Народные подвижные игры: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Горелки»

Образовательная деятельность в процессе режимных моментов: Продуктивная деятельность на тему « Любимая тряпичная кукла» Чтение художественной литературы

Совместная деятельность детей и родителей по теме: Изготовление тряпичных кукол совместно с родителями Выставка « Кукла – оберег для нашей семьи» Семейный праздник « Посидим рядком и поговорим ладком» Организация выставки « Бабушкины куклы»

Заключительный этап

Обобщение материалов и результатов проекта:

Создание мини-музея «Народные тряпичные куклы» Презентация проекта «Бабушкины куклы» «Куклы для малышей» (изготовление кукол и презентация для детей младших групп)

Предметно-развивающая среда пополнилась материалами и пособиями по данной теме: Создан мини музей « Русские народные тряпичные куклы» Разработаны технологические карты по изготовлению кукол: « Пеленашка», «Закрутка», «Няняшка» Оформлены и дополнены альбомы: «Семейные традиции», «Народные праздники», « Кукольных дел мастера» Созданы и дополнены картотеки « Сказки и стихи о куклах», « Поговорки и пословицы»

В процессе реализации данного проекта у детей проявился познавательный интерес к культурно-историческим ценностям и обогатился художественно эстетический вкус.

Категория: Педагогическая копилка | Добавил: aleksandrina114
Просмотров: 39 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]