Вторник, 12.12.2017, 22:31 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » Образовательные программы

Образовательная программа группы "Теремок" .pdf
[ Скачать с сервера.pdf (1.91Mb) ] 03.07.2015, 22:48

Образовательная программа  частного дошкольного образовательного учреждения  "Детский сад №114 ОАО "РЖД" разработана  в соответствии с  Федеральным  государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 года). Она определяет организацию и содержание образовательной деятельности 6 общеразвивающих групп детского сада. 
Образовательная программа детского сада №114 ОАО "РЖД" обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7  лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и физиологических особенностей.
Цель программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; организация образовательной среды на основе диалога культур и межкультурного взаимодействия.
Программа состоит из 3 разделов: целевой, содержательный, организационный, каждый из которых имеет инвариантную часть (федеральный компонент) и вариативную часть (компонент, формируемый участниками образовательных отношений).

Задачи инвариантной части образовательной программы. Принципы и подходы.

Инвариантная часть образовательной программы составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Основные задачи инвариантной части образовательной программы:

  • формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, развитие их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;
  • учёт разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников;
  • развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого  ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,  этноса, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального уровней общего образования;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, национальных и общечеловеческих ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование способности детей к межкультурной коммуникации, развития инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка;
  • активное включение семей воспитанников в процесс развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Подходы к реализации инвариантной части образовательной программы:

1. Культурно-исторический подход: необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организация образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей.
2. Аксиологический подход: ценностная ориентация всего образовательного процесса. Ценности: добро, красота, справедливость, ответственность, принадлежность к своей семье, городу, стране. 
3. Культурологический подход: формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. 
4. Деятельностный подход: активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. 
5. Личностно-ориентированный подход: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация образовательного процесса; утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

Принципы инвариантной части образовательной программы:

  • Принцип системности и открытости.
  • Принцип комплексной реализации задач: образовательных, воспитательных, развивающих и интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип ситуативности: учёт интересов и потребностей детей при осуществлении образовательного процесса. Данные принцип предполагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы.
  • Принцип проблемного образования: решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей.
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (на основе социально-значимых дат и праздников).

Задачи вариативной части образовательной программы. Принципы и подходы.

Основные направления:

  1. Ознакомление детей с родным краем - все группы.
  2. Обучение детей мокшанскому языку - старшая группа.
  3. Обучение детей английскому языку - старшая и подготовительная группы,
  4. Работа по формированию ранней профориентации на железнодорожные профессии - все группы.
  5. Коррекционная логопедическая работа (по индивидуальным образовательным маршрутам).
  6. Коррекционная психологическая поддержка (по индивидуальным образовательным маршрутам) - дети из разных групп, не усвоившие программу в прошлом учебном году в полном объеме. 

1. Ознакомление детей с родным краем (Карпушкина, Л.В. и др. Мы в Мордовии живем: Региональный модуль образовательной программы. - Саранск: МордГПИ. - 2010.) 
Основные задачи:

  • формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
  • формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
  • воспроизводство и развитие национальных культур народов, проживающих в Мордовии (русских, мордвы, татар) как необходимых инструментов социализации подрастающего поколения;

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Принципы:

  • принцип историзма - сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни);
  • принцип гуманизации - ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
  • принцип дифференциации - с учет возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип интегративности - взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей и видов деятельности;
  • принцип наглядности.

2. Обучение детей мокшанскому языку (Иванушкина, В.М., Неясова, Е.И. "Арзяня" ("Сундучок"): Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников мокшанскому языку. - Саранск: Референт. - 2013.) 

Основные задачи:

  • личностное развитие ребенка средствами языка: формирование билингвальной бикультурной личности, которая заинтересована в сохранении и развитии этно-исторических ценностей мордовского народа; 
  • обучение детей конструктивным способам и средствам взаимодействия с окружающими людьми на мокшанском языке в пределах доступной им тематики, предполагающее развитие звуковой культуры речи, накопление словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи;
  • приобщение детей к национально-нравственной культуре мордовского народа, формирование позитивного к ней отношения.

Обучение мокшанскому языку по программе «Арзяня» организуется по методу частичного «погружения», который основан на билингвальном подходе: образовательный процесс осуществляется  на двух языках (русском и мокшанском). Особенность работы с детьми по данному методу заключается в максимально содержательном, посильно сложном, вариативно построенном общении, ориентированном на конкретные потребности, имеющем под собой метаязыковую коммуникацию. Самое главное – разделять языки по времени, месту, носителю, образовательной области, задаче; новое содержание вводится на одном языке, концептуализация содержания или повторение - на другом. Работа с детьми ориентируется на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Овладение языком  происходит через игровую, продуктивную, двигательную деятельность, слушание, рассказывание, заучивание. Принципы:

  • принцип развивающего обучения;
  • функционально-семантический принцип;
  • принцип целостности;
  • принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, воспитательных, развивающих;
  • принцип интеграции и игрового подхода;
  • принцип культуросообразности.

3. Обучение детей английскому языку (Штайнепрайс, М. В. Английский и дошкольник. - М.: Сфера. - 2007.)
Основные задачи:

  • формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на английском языке;
  • развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления;
  • воспитание интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям других народов на материале стихов, песен, сказок и т.п.;
  • расширение словарного запаса, развитие навыков диалогической и монологической речи на английском языке;
  • развитие языковой догадки, мышления, творчества.

Особенность обучения дошкольников английскому языку состоит в том, что детей в обучении заинтересовать намного труднее, чем взрослых. Для них занятия нужно проводить динамично, активно, так, чтобы их внимание было постоянно включено и направлено на задания. Обучение через игру, это самое занимательное и любимое дело для маленьких учеников. Только через игру можно добиться положительных результатов и сформировать у ребенка положительное отношение к иностранному языку. Игру можно подобрать под все уровни языка, любой возраст и особенности детей. Дети находятся среди игрушек, привычных вещей, с приветливым активным учителем. Говорить и понимать английскую речь учат в игровой и аудио форме, при помощи мультфильмов, песен, сказок, игр и другой деятельности. Принципы:

  • принцип наглядности: широкая опора на зрительную, слуховую и моторную наглядность; при введении новых слов все обыгрывается, демонстрируется;
  • принцип интеграции;
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • развития речи как целостного образования;
  • принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

4. Работа по формированию ранней профориентации на железнодорожные профессии (на основе метода проектов и игровой деятельности). 

Основные задачи: 

  • создание в дошкольном учреждении условий для ознакомления детей с железной дорогой, видами труда на железной дороге;
  • развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей и значимости труда железнодорожников для общества и страны;
  • формирование у детей обобщенных представлений о структуре трудового процесса и результатах деятельности отдельных профессий, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда.

Принципы:

  • принцип соответствия  методики организации работы по профориентации возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников;
  • принцип соответствия форм работы ведущему виду деятельности ребёнка дошкольного возраста - игровому;
  • принцип деятельностного подхода – ребенок получает знания через все виды деятельности, он является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.

Знакомство детей с трудом своих родителей - работников ОАО "РЖД" это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых. В основу работы по профориентации положен проектный метод. Познавательные, продуктивные, творческие, социально-ориентированные, игровые проекты позволят решить основные задачи и не допустить перегрузки детей. В рамках реализации проекта используются разнообразные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения, встречи с интересными людьми, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность. Особое внимание - теме "Безопасность на железной дороге".

5. Коррекционная логопедическая работа: Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. - М.: Просвещение. - 2010.; Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи. - М.: Просвещение. - 2010. 

Цель: преодоление речевых нарушений и трудностей социальной адаптации детей с речевыми нарушениями через решение задач:

  • развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
  • развитие произносительной стороны речи;
  • формирование самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Коррекционная логопедическая работа начинается с комплексного обследования ребёнка специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом) по заявке родителей или воспитателей группы. На основе полученных результатов обследования специалистами ребенок, требующий коррекции развития речи, выводится на коллегиальное заседание ПМПк детского сада, по заключению которого и заявлению родителей зачисляется в логопедическую группу или на логопункт. Продолжительность коррекционных занятий: ОНР - 2 года, ФФН - 9 месяцев, ФН - 3 месяца. Принципы:

  • принцип комплексности (определение общих и частных задач);
  • принцип поэтапного формирования навыков правильной речи;
  • принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ);
  • принцип мотивации к преодолению дефекта реализовыватся, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка;
  • принцип дифференцированного подхода.

6. Коррекционная психологическая поддержка (реализация индивидуальных образовательных маршрутов через современные образовательные технологии). Основные задачи:

  • создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
  • обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства  

Коррекционная психологическая работа ведется в двух направлениях: коррекция познавательной сферы, коррекция социально-эмоциональной сферы. Начинается она с комплексного обследование ребёнка педагогом-психологом по заявке родителей или воспитателей группы. На основе полученных результатов обследования ребенок, требующий коррекции, выводится на коллегиальное заседание ПМПк детского сада, по заключению которого и заявлению родителей зачисляется в коррекционную группу педагога-психолога, выстраиваются линии его развития и ведется индивидуальная работа. Продолжительность коррекционных занятий - по показаниям. Выводится ребенок из коррекционной группы педагога-психолога также по заключению ПМПк.
Занятия педагога-психолога с детьми проводятся в игровой форме с использованием современных развивающих технологий, игровых методов и приемов, сказкотерапии, психогимнастики, релаксационных упражнений с целью снятия психоэмоционального напряжения. Принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником бразовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Категория: Образовательные программы | Добавил: Админ
Просмотров: 1807 | Загрузок: 330 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ