Вторник, 12.12.2017, 07:26 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА » Организация педпроцесса

Региональный модуль образовательной программы Детского сада №114 ОАО «РЖД»
02.09.2014, 22:15

Содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с родным краем детей раннего возраста (дети от 2 до 3 лет)

Познавательное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о родном городе, его названии, и объектах, находящих в непосредственном окружении ребенка (улица, дом, магазин, поликлиника);
о растительном и животном миром Мордовии, о растениях, которые растут на участке детского сада;
о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах, произрастающих в Мордовии;
Создание условий для приобретения опыта:
любования красотой родной природы в разное время года, бережного отношения к растительному и животному миру Мордовии;
наблюдения за птицами и насекомыми  ближайшего окружения.
Физическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о здоровом образе жизни посредством использования фольклора (колыбельная «Баю-баю, иднязе», потешка «Ай, ацици, ацици...», пестушка «Стяка, стяка, цёраняй»);
о мордовских подвижных играх: «В зайчиков» («Нумолнякс»); «В белочек» («Урняса»).
Социально-коммуникативное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о правилах безопасного для человека и окружающего мира поведения (мордовская народная сказка «Мышка»);
 о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, окружающими ребенка (сказка Я. Пинясова «Веточка»), рассказ Ф. Бобылева «Кто ленивей?», П. Машканцева «Огородница»)
Развитие речи:
Создание условий для приобретения опыта:
участия в общении на тему «Расскажи, где и с кем ты живешь?»;
слушания произведений мордовского и русского детского фольклора, повторения, заучивания простейших потешек;
рассматривания иллюстраций в книге, нахождения ответов на вопросы по их содержанию.
Художественно-эстетическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о мордовском декоративно-прикладном искусстве, народных игрушках (птичка-свистулька, мордовская матрешка), иллюстрациях к произведениям мордовской детской литературы;
об устном народном творчестве мордовского народа (колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки), музыке композиторов Мордовии и народной музыке;
о произведениях композиторов Мордовии, написанных в народном стиле;
о русских и мордовских плясовых мелодиях и инструментальных наигрышах, произведениях композиторов Мордовии, 
Создание условий для приобретения опыта:
рассматривания произведений мордовского декоративно-прикладного искусства, народных игрушек (птичка-свистулька, стилизованная матрешка-мордовочка);
овладения компонентами музыкальной деятельности на народной основе: выполнения  русских (притопы, «каблучки») и мордовских танцевальных движений (притопы, «полочка», покачивание поднятыми вверх руками), различать плясовую и колыбельную мелодии, эмоционально отзываться на них, учить подпевать повторяющиеся мотивы, правильно интонировать, совершать несложные движения, характеризующие персонаж или действия персонажа при исполнении народной песни.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Дети от 3 до 4 лет

Познавательное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о названии родного города, его самых красивых местах, достопримечательностях;
о растительном и животном мире мордовского края, его особенностях, сезонных изменениях и простейших взаимосвязях в природе, характерных для Мордовии; о растениях, которые растут на участке детского сада;
о растениях родного края (деревья: береза, рябина, сосна; цветущие травянистые растения: одуванчик, ромашка, подорожник); животных и их детенышах из ближайшего окружения; диких животных Мордовии (волк, лиса, заяц, медведь и др.); птицами своей местности (воробей, синица, голубь); насекомых (бабочки, комары, пчелы);
о цветовой гамме, характерной для мордовских узоров (красный, черный, белый цвета).
Физическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о здоровом образе жизни посредством использования фольклора (колыбельная «Баю-баюшки», потешка «Тьфу, тьфу, церяня», прибаутка «Пачкалга, пачкалга»);
Создание условий для приобретения опыта:
участия в мордовских народных подвижных играх «В зайчиков» («Нумолняса».); «В белочек» («Урняса» — мокш.); «В гусей и волка» («Мацикс да върьгазкс»);
проявления положительных эмоций от двигательной деятельности в процессе участия в подвижных народных играх.
Социально-коммуникативное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о своей семье, ее составе, способах проявления заботы о членах семьи;
о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
о способах взаимодействия с растениями и животными мордовского края: рассматривать растения, не нанося им вреда; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не кормить животных без участия взрослых.
Создание условий для приобретения опыта:
инициирования бесед о себе, о семье, о том, где мы живем;
обращения внимания на трудовую деятельность взрослых на участке и в детском саду, выполнения детьми отдельных трудовых процессов.
Развитие речи:
Создание условий для приобретения опыта:
участия в ситуациях речевого общения на темы: «Моя семья», «Наш город Рузаевка», «Растения и животные нашего края»;
участия в прослушивании произведений мордовского и русского фольклора (сказки, потешки, прибаутки), авторских художественных произведений поэтов и писателей Мордовии, положительного реагирования и эмоциональной отзывчивости;
заучивания коротких стихотворений;
использования русского, мордовского фольклора (колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки) в игре и других видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о мордовском декоративно-прикладном искусстве, о народных промыслах, о мордовском орнаменте;
о народной игрушке мордвы, русских и татар (деревянная игрушка, птичка-свистулька, матрешка);
о  музыке композиторов Мордовии и народной музыкой; о мордовских народных песнях, плясовой и колыбельной;
о русских и мордовских плясовых мелодиях и инструментальными наигрышах, произведениями композиторов Мордовии, 
о русских и мордовских народных музыкальных инструментах, формировать желание слушать и играть на данных инструментах, учить узнавать их и называть, формировать навык игры и импровизации звукоподражаний на данных инструментах.
Создание условий для приобретения опыта:
овладения средствами лепки из разных пластических материалов, применения способов и приемов лепки, передавая круглую форму бус, полую форму чашки, бокала;
овладения средствами аппликации по мотивам мордовского и русского орнаментов, составления узоров из геометрических фигур способом моделирования узоров, накладывая одну деталь на другую, получая простейшие комбинации узоров из 3—4 деталей, составления узоров из геометрических форм, подготовленных педагогом, на квадрате, круге, полосе;
овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности на основе ознакомления с народной музыкой и музыкой композиторов Мордовии (слушание, исполнение народных песен, музыкально-ритмические движения), русскими и мордовскими народными песнями различных жанров (колыбельной, пестушкой, потешкой, прибауткой, закличкой, игровой и плясовой песней), совершения несложных движений, характеризующих персонаж или действия персонажа при исполнении народной песни.

Дети от 4 до 5 лет

Познавательное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о родном городе, его самых красивых и любимых детьми и взрослыми местах, его достопримечательностях (памятники, площади,  вокзал, парк, храмы и пр.), о производстве и организациях, которые находятся в ближайшем окружении и где работают родители (в том числе железнодорожные предприятия);
о  территориальном расположении Мордовии, о городах и населенных пунктах, о реках Мокша и Сура, о народах, населяющих   Мордовию   (мордва, русские,   татары);
о столице Республики Мордовии - городе Саранске, его достопримечательностях; 
о животном мире мордовского края, о деревьях, кустарниках и травянистых растениях Мордовии, о полезных ископаемых;
об овощах, ягодах и фруктах, растущих в Мордовии, особенностях сельскохозяйственного    труда;
о промышленности и продукции Мордовии, о народных промыслах (вышивка, резьба по дереву);
об исторических особенностях быта народов, проживающих в Республике Мордовия на основе экспонатов музея национальных культур детского сада. 
Создание условий для приобретения опыта:
накопления зрительных впечатлений на основе рассматривания книг и альбомов о Мордовии, городе Саранске, других населенных пунктах республики, о растительном и животном мире Мордовии;
осуществления экспериментальной и исследовательской деятельности, коллекционирования, наблюдении объектов живой и неживой природы в ближайшем окружении;
сочинения рассказов о предметах и явлениях окружения и отражения в них впечатлений об увиденном на прогулках, экскурсиях. 

Физическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о значимости здорового образа жизни и полезных привычках, используя фольклор, произведения мордовских писателей (Ф. Бобылев «Утренняя зарядка», В. Корчеганов «Василек», колыбельная песня «Утю-балю, дитятко»;
о современных олимпийских чемпионах – уроженцах Республики  Мордовии, их спортивных достижениях.
Создание условий для приобретения опыта:
участия в мордовских народных подвижных играх «В волков» («Върьгазкс»), «Шарага-варага», «В журавлей» («Каргокс»), «В петушка» («Атякшекс»), «В ворону» («Варсикс»), «В круги» («Кругса»), «В платочки» («Руцяняса»), «В слепую старуху» («Сокор бабакс»);
самостоятельного, активного, инициативного осуществления двигательной деятельности через народные игры, развивающие двигательную активность, физические качества — выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.

Социально-коммуникативное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о семье, ее составе, национальности членов семьи, профессиях и месте работы родителей, увлечениях и отдыхе;
об эмоциональных состояниях людей, которых ребенок встречает в ближнем окружении и общественных местах, возможных причинах этого состояния;
о проявлении гендерных ролей в семье (мужчины и женщины, дети, взрослые и старики), о правилах культуры поведения и этикете;
о правилах безопасного поведения на природе, в трудовой деятельности.
Создание условий для приобретения опыта:
проявления инициативы в нахождении информации о себе, своей семье, своего детского сада, города в рамках прошлого и будущего;
определения значимых дат в жизни семьи, детского сада, города и поздравления с ними;
участия в коллективных мордовских народных играх («В волков»  («Върьгазкс»), «Шарага-варага», «В круги» («Кругса»)), конструктивного в них взаимодействия;

Развитие речи:
Обеспечение развития первичных представлений:
о языке как средстве коммуникации людей разных национальностей, о языковом многообразии Мордовии (мордовские языки (эрзянский и мокшанский), татарский язык, русский язык и др.);
об элементарной лексике и грамматических конструкциях мокшанского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Шумбратада! (Здравствуйте!), Кода тонь лемце? (Как тебя зовут?) - Монь лемозе Ваня (Меня зовут Ваня).
об элементарной лексике и грамматических конструкциях татарского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Исянмесез (Здравствуйте!); Синен исемен ничек? (Как тебя зовут?) - Минем исемем Азат (Меня зовут Азат).
о русском и мордовском фольклоре (легенды, сказки, загадки), авторских художественных произведениях писателей Мордовии (Я. Пинясов, В.Корчеганов и др.), мордовских поэтов (Р. Федькин, П. Машканцев, Ф. Бобылев, Ю. Азрапкин).
Создание условий для приобретения опыта:
использования мокшанских и татарских слов для приветствия и знакомства;
проявления инициативности в ситуациях речевого общения на темы: «Достопримечательности Мордовии»,  «Рузаевка – город железнодорожников», «Саранск – столица Мордовии» и др.;
понимания содержания  мордовских и русских сказок, авторских художественных произведений поэтов и писателей Мордовии, в том числе – причинно-следственных связей;
выразительного чтения стихотворений и пересказывания произведений мордовских писателей и поэтов;
использования русского, мордовского фольклора (колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки) в игре и других видах деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о народном искусстве мордвы, русских и татар, его языке, условности, символичности на примере  изделий декоративно-прикладного искусства: вышивки, гончарной посуды; народной игрушки;
о правилах построения мордовского, русского и татарского орнамента, его цветах, форме узоров, ритмичности расположения на основе (квадрат, ромб, прямоугольник, круг);
о национальном костюме мордвы, русских и татар, в том числе на примере наряда куклы, различии эрзянского и мокшанского мордовского костюмов;
о скульптуре малых форм мастеров Мордовии, например, о деревянной игрушке села Подлесная Тавла, средствах ее выразительности;
о творчестве Федора Сычкова на примере  картин, изображающих детей («Катание с гор», «Приятели», «Подружки. Дети», «Возвращение из школы»), природу («Клубника», «Огурцы», «Алма-атинские яблоки»);
о книжной графике художников Мордовии через рассматривание иллюстраций к произведениям детской художественной литературы;
о творчестве музыкантов (Н. Кошелева, Л. Кирюков) - уроженцев Мордовии и их произведениях;
о народной музыке (народов, населяющих Мордовию) и музыке композиторов Мордовии (слушание, исполнение народных песен, музыкально-ритмич. движения), об особенностях характера инструментальных произведений, русской, мордовской пляски;
о жанрах русских и мордовских народных песен (колядка, закличка, масленичная и хороводная песня, потешка, прибаутка и пр.), нахождения в них общего и различий, определения особенностей их интонирования; 
о русских, мордовских, татарских плясовых мелодиях; хороводных песнях и играх, инструментальных наигрышах;
о различных русских и мордовских народных музыкальных инструментах, особенностях игры на них.
Создание условий для приобретения опыта:
рассматривания произведений мордовского декоративно-прикладного искусства: вышивки (салфетка, полотенце, передник), гончарной посуды (блюдо, кашник, горшок); мордовской народной игрушки (птичка-свистулька);
проявления ситуативного интереса к произведениям живописи (картины Ф. Сычкова), музыки, фольклора, проявления эмоциональной отзывчивости;
выделения элементов узоров, основываясь на представлениях о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению («крест», «галочка», «ромб», «елочка»);
самостоятельного выбора геометрических элементов мордовского орнамента («крест», «галочка» «елочка», «ромб»), выполнения элемента по готовой разметке, владения приемами конструирования из бумаги в зависимости от элемента орнамента;
овладение композиционной техникой при изображении элементов мордовского узора («крест», «галочка», «елочка», «ромб»), ритмично располагая их на основе и гармонично сочетая цвета, характерные для мордовских узоров (красный, черный, белый);
изготовления глиняной игрушки, создавая ее из нескольких кусочков глины, соблюдая пропорциональное соотношение частей, характерное для данного вида народной игрушки, украшая изделие при помощи стеки;
овладение средствами аппликации по мотивам мордовского орнамента: создавать достаточно сложные комбинации узоров из готовых деталей орнамента способом последовательного наклеивания; выполнять элементы мордовского узора («крест», «галочка») путем сгибания листа на четыре части и вырезания по готовой разметке; составлять разнообразные узоры на квадрате, круге, полосе, ритмично чередуя их по цвету, форме, величине;
овладение средствами и компонентами музыкального народного искусства, в том числе: интонирования русских и мордовских народных песен в пределах кварты, исполнения русских и мордовских танцевальных движений, творческого использования различных танцевальных движений в свободной пляске, движения в хороводе, движения в парах, использования танцевальных движений при драматизации песен, импровизации образных движений в народных играх;
овладения различными русскими и мордовскими народными музыкальными инструментами, подыгрывания простейших мелодий в ансамбле и в качестве солиста, импровизирования.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Дети от 5 до 6 лет

Познание:
Обеспечение развития первичных представлений:
об истории родного города, знаменательных вехах его развития, современном облике города, его развитии;
о столице Мордовии - городе Саранске, его достопримечательностях (Мемориальный музей военного и трудового подвига, Мордовский республиканский  музей  изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Республиканский объединенный краеведческий музей, Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Национальный и Русский драматический театры, кинотеатры, памятники, площади, учебные заведения, парк, железнодорожный вокзал); 
о символах  Республики Мордовия: гербе, флаге, его цветах;
о знаменитых земляках - героя Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн и с их подвигами, о подвигах героя Великой Отечественной войны М. П. Девятаева;
о творчестве художников (Ф.Сычков, Ф.Макаров), сказительниц (С. Люлякина), писателей (Я.Пинясов, В.Мишанина), скульптора С.Эрьзи, музыкантов (Л.Кирюков, Г.Сураев-Королев, Г.Вдовин, Н.Кошелева) и др., имеющих отношение к Мордовии;
об различных народах, проживающих в Республике Мордовия, исторических особенностях их культуры на основе экспонатов музея национальных культур детского сада, сложившихся дружеских отношениях; 
об образе жизни мордовского народа (быт, одежда, кухня, отношения в семье, основные занятия, обряды и праздниками), промыслах (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву);
о климате Мордовии, географическом положении, реках, озерах, заповедниках республики, об экосистемах, природных зонах Мордовии, о сезонных изменениях в природе, о сельскохозяйственном    труде   людей;
о деревьях, кустарниках, травянистых растениях ближайшего окружения, диких животных Мордовии, птицах, представителях класса пресмыкающихся и насекомых, съедобных и несъедобных грибах, произрастающих в Мордовии;
о полезных ископаемых Мордовии, показать, как человек использует их в своей жизни (глина, песок, мел, торф);
о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений (сон-трава, медуница, прекрасная кувшинка, горицвет, венерин башмачок, ландыш), об экосистемах, природных зонах Мордовии (лесной и степной). 
Создание условий для приобретения опыта:
поиска и получения информации о Мордовии, городе Саранске, других населенных пунктах республики, о знаменитых людях, имеющих принадлежность к  Мордовии, растительном и животном мире и т.п. из отдельных источников;
активного участия в экспериментальной и исследовательской деятельности с усложнением действий по преобразованию объекта, коллекционировании, наблюдении объектов живой и неживой природы;
создания познавательной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, отражающей региональную специфику - оформление уголка мордовской культуры в группе, наполнения краеведческим материалом экспериментального уголка;
сочинения рассказов, сказок о предметах и явлениях окружающей жизни и отражения в них полученной информации из различных источников;
различения людей разных национальностей, проявления к ним уважительного отношения, понимания их культуры, обычаев, традиций; осознание собственной национальной принадлежности;
проектной деятельности исследовательского типа, организации презентации проектов («Мой город», «Моя Мордовия», «Моя семья живет в Мордовии»);
об истории происхождения мордвы посредством ознакомления с мифами и легендами мордовского народа, с важными событиями в его истории.

Физическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о некоторых видах спорта современных олимпийских чемпионах – уроженцах Республики  Мордовии, их спортивных достижениях (П. Болотников, О. Каниськина, А. Мишин, Д. Нижегородов, С. Кирдяпкин, В. Борчин).
Создание условий для приобретения опыта:
самостоятельной организации мордовских народных подвижных игр «Салки» («Варяняс повома»), «Кулюкушки», «В курочек» («Сараскакс»), «В горшочки» («Сяканяса»), «В ножки» («Пильгонякс»), «Круговой» («Топонянь кунцема»), «В редьку» («Шапарякскакс»), «В базар» («Базарса»);
сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности через народные игры, развивающие двигательную активность, физические качества — выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку;
организации игр-соревнований, игр-эстафет, соблюдения их правил;
активного использования элементов мордовской культуры в двигательной деятельности и физкультурных досугах.

Социально-коммуникативное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о составе семьи, родственниках, своей принадлежности к семье, гендерных и возрастных особенностях членов семьи;
о своей национальности, родителей, товарищах по группе, двору и т.п., отличия разных национальностей;
о социальных ролях и поведении людей, живущих в родном городе, республике (люди в обществе, труд, занятия, увлечения и т.п.);
о правилах поведения на улице, на дороге, в лесу и т.д. (в том числе через произведения художественной литературы - сказка Л. Земсковой «Цветные сказки: Зеленая. Белая. Разноцветная»);
о труде взрослых, его роли для процветания родного края, экономическом значении.
Создание условий для приобретения опыта:
творческого использования в играх представлений о родном городе, о Мордовии, использования в игре куклы в национальной одежде;
самостоятельной организации мордовских народных игр («Кулюкушки», «В курочек» («Сараскакс»), «В горшочки» («Сяканяса»), «В базар» («Базарса») и др.), вариативного использования в игре необходимых атрибутов, передача эмоционального состояния взятой на себя роли различными средствами выразительности;
самостоятельного поддержания порядка в группе и на участке детского сада, заботливое отношение о чистоте родного города, желания видеть его красивым;
выполнения правил безопасного поведения в природе в реальных жизненных ситуациях (в детском саду и семье).

Развитие речи:
Обеспечение развития первичных представлений:
о языке как средстве коммуникации людей разных национальностей, о языках, на которых говорят жители Республики Мордовия (мордовские языки (эрзянский и мокшанский), татарский язык, русский язык и др.);
об элементарной лексике и грамматических конструкциях мокшанского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Шумбратада! (Здравствуйте!), Кода тонь лемце? (Как тебя зовут?) - Монь лемозе Ваня (Меня зовут Ваня); «Моя семья»: мама  (тядя), папа (аля), бабушка (баба), дедушка (атя), сестра (сазор), старший брат (патяй), младший брат (дуган).
об элементарной лексике и грамматических конструкциях татарского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Исянмесез (Здравствуйте!); Синен исемен ничек? (Как тебя зовут?) - Минем исемем Азат (Меня зовут Азат); «Моя семья»: мама  (эни/ана), папа (эти/ата), бабушка (эби), дедушка (бабай), сестра старшая (апа), сестра младшая (сенел), старший брат (абзи),  младший брат (эне).
о писателях Мордовии (Я. Пинясов, В.Корчеганов и др.), поэтах (Р. Федькин, П. Машканцев, Ф. Бобылев, Ю. Азрапкин), некоторых фактах их биографии, произведениях.
Создание условий для приобретения опыта:
использования мокшанских и татарских слов для приветствия и знакомства, называния членов своей семьи;
проявления инициативности в ситуациях речевого общения на темы: «Достопримечательности Мордовии»,  «Рузаевка – город железнодорожников», «Саранск – столица Мордовии» и др.;
активного участия в процессе  чтения, анализа, инсценировки русских, мордовских и татарских сказок, мифов, легенд, произведений писателей и поэтов Мордовии; проявления читательских предпочтений при их выборе;
додумывания отдельных эпизодов произведения, отражение его в изобразительной деятельности;
выразительного эмоционального чтения стихотворений и образного пересказывания произведений мордовских писателей и поэтов.

Художественно-эстетическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
об истории и особенностях народных промыслах в Мордовии (резьба по дереву, гончарный промысел, валяние и др.), национальной предрасположенности к ним, достижениях народных мастеров;
о мордовском народном костюме и его элементах, особенностях эрзянского и мокшанского женского костюма, общем и различном в них;
о народном костюме русских и татар, особенностях женского и мужского костюмов;
об искусстве вышивки разных народов, ее характерных особенностях, цветах, формах, на которых располагаются элементы узора, а также о самих элементах узора, составляющих орнаментику мордовской, русской и татарской вышивки;
о мордовской народной игрушке, изображающей птиц, животных, человека, о деревянной скульптуре мастеров села Подлесная Тавла, изделиях из бересты;
о творчестве художников – выходцев из Мордовии (Ф. Сычков, Ф. Макаров и др.), рузаевских художников (В.Колмыков, Ф.Сидельников и др.), их представлении природы, жизни и быта народов, населяющих мордовский край;
о книжной графике, выразительных средствах в иллюстрациях детских книг, выполненных художниками Мордовии;
о творчестве композиторов Мордовии (Л.Кирюков, Г.Сураев-Королев, Г.Вдовин, Н.Кошелева);
о русском, мордовском, татарском народном песенном искусстве (песни и наигрыши), о музыкальных произведениях композиторов Мордовии;
о жанрах русских и мордовских народных песен (вербные, троицкие, шуточные, хороводные, частушки и пр.), нахождения в них общего и различий, определения особенностей их интонирования; 

Создание условий для приобретения опыта:
восприятия подлинных предметов декоративно-прикладного искусства народов, проживающих на территории Мордовии: предметы вышивки, гончарной посуды; деревянной, глиняной игрушки;
контекстуального восприятия произведений изобразительного искусства: живописи (Ф. Макаров, Ф. Сычков), графики (Н. Макушкин), скульптуры (С.Эрзя), проявления желания понимания смыслового содержания и сюжетов произведений искусства;
выразительной передачи средствами изобразительного искусства мордовской, русской и татарской вышивки, ее характерных особенностей (рисование узоров по ее мотивам на бумаге разной формы, на силуэтах, изображающих предметы быта);
овладения средствами и компонентами рисования, украшая созданные продукты конструктивно-модельной деятельности росписью, характерной для разных народов располагая элементы узора в зависимости от назначения предмета, подбирая цвет бумаги и краски так, чтобы передать художественное своеобразие мордовского, русского или татарского узоров;
овладение средствами аппликации по мотивам мордовского, русского и татарского орнамента, в том числе вырезая элементы узора по готовой разметке из бумаги, сложенной вдвое, составляя узоры, наклеивая вырезанные элементы на основу;
овладения способами конструирования объемных деталей женского национального костюма (фартук, головной убор) по готовой разметке, используя при украшении различные художественные материалы (бусины, фольга, тесьма, монетки, шерстяные нитки и пр.);
самостоятельного созданий конструкций (здания, транспорт, мосты) на основе впечатлений от увиденного во время экскурсий или в книгах о родном крае, планирования процесса возведения постройки и определения целесообразности деталей; 
овладение средствами лепки предметов по мотивам мордовской, русской и татарской  народной игрушки, в том числе овладения способами и приемами лепки (лепить из целого комка глины и по частям), передавая выразительность образа, характерные особенности народной игрушки, украшать способом «налепа», «углубленного рельефа», расписывать изделие гуашью;
овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе выразительного пения, напевную манеру исполнения, навык четкой дикции, импровизации движений (русские и мордовские лирические, эпические и хороводные народные песнями);
определения характера, образа музыкальных произведений композиторов Мордовии, различения русских, мордовских, татарских инструментальных наигрышей, пьес игрового характера;
овладение русскими, татарскими и мордовскими танцевальными движениями, в том числе в хороводе, в парах, сольного исполнения танцевальных элементов и их творческого использования в свободной пляске, импровизирования;
овладения различными русскими и мордовскими народными музыкальными инструментами, проигрывания мелодий в оркестре, импровизирования аккомпанемента к песне, игре, пляске.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем

Дети от 6 до 8 лет

Познавательное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о малой Родине – Мордовии, ее истории и современности, городах, селах и поселках, о расположении Мордовии на карте России, о географическом положении городов;
о столице Мордовии - городе Саранске, его достопримечательностях, праздниках, традиционно проводимых в республике;
о государственном строе Республики Мордовия (Глава Республики, Правительство, полиция и пр.), символах (герб, флаг, гимн республики, герб города Рузаевки, Саранска, других городов республики);
об истории Мордовии и мордовского народа через исследования; обычаях и бытовых условиях мордвы, истории возникновения различных населенных пунктов;
о природной зоне, в которой расположена Мордовия, особенностях природы своего края, приспособленности растений и животных к изменениям в природе;
о природном ландшафте, экологической ситуации в Мордовии, охране природы и добросовестном отношении к земле и природным ресурсам, облагораживании ключей и родников, сохранении мест произрастания растений, о реках, озерах, заповедниках (Мордовский государственный национальный парк «Смольный», Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича);
о полезных ископаемых и дарах природы мордовского края, их использовании в промышленности, строительстве, промыслах (резьба по дереву, ткачество и пр.);
об особенностях жизнедеятельности многих растений (деревьях, кустарниках, травах), животных (диких, домашних, земноводных и т.п.) Мордовии, о Красной книге животных и растений;
о достижениях земляков в области культуры, спорта, гордости за подвиги во время Великой Отечественной (М.П. Девятаев, И.В. Болдин, М. А. Пуркаев, Г.Т. Якушкин), Афганской и Чеченской войн; об участии уроженцев Мордовии во всех событиях, которые происходят сейчас в России;
о выдающихся личностях города, республики: художниках (Ф.Сычков,  Ф.Макаров, В.Попков, И.Сидельников, В. Колмыков), сказительницах (С. Люлякина), поэтах (А.Полежаев, Ф.Рокотов), писателях (Я.Пинясов, В.Мишанина, Н.Мирская), скульпторах (С.Эрьзя), композиторах (Л.Кирюков, Г.Сураев-Королев, Г.Вдовин, Н.Кошелева);
о культуре, традициях и обычаях народов, проживающих в республике, о Мордовии как о национальной республике, о политике правительства, которое поддерживает дружеские отношения разных народов;
об образе жизни мордовского народа (особенности ведения домашнего быта, одежды, кухни, знакомство с отношениями в семье, основные занятия мордвы — охота, рыболовство, земледелие, обряды и праздники), промыслах (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву) и промысловой деятельности (пчеловодство, рыбоводство, звероводство, валяльный промысел);
о финно-угорских народах, к которым относится мордва через языковую принадлежность. 
Создание условий для приобретения опыта:
поиска и получения информации о Республике Мордовии, ее общественной жизни, о земляках, о природном ландшафте, особенностях жизнедеятельности растений и животных, экологической ситуации в родном крае, охране природы и т.п. из отдельных источников;
самостоятельного осуществления практического и умственного экспериментирования, участие в коллекционировании на основе информации о родном крае;
распознавания на карте России Республики Мордовии, на карте Мордовии – Рузаевки, других городов, сел и поселков, рек, озер и пр.;
создания познавательной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, отражающей региональную специфику - оформление уголка мордовской культуры в группе, наполнения краеведческим материалом экспериментального уголка;
разработки различного вида проектов на краеведческую тематику;
сочинения рассказов, сказок о предметах и явлениях окружающей жизни и отражения в них полученной информации из различных источников, комбинирования сюжетов;
отражения в рисунках предметов и явлений социокультурной жизни в Республике Мордовия, изображение пейзажей родного края, портретов знаменитых земляков;
самостоятельного создания конструкций (здания, транспорт, мосты) на основе впечатлений от реальных конструкций, увиденных в жизни) или на иллюстрации, и их преобразование, представление объектов в разных пространственных положениях; 
различения людей разных национальностей, проявления к ним уважительного отношения, понимания их культуры, обычаев, традиций; осознание собственной национальной принадлежности;
отражения национальных обычаев, традиций народов, проживающих на территории Мордовии в различных видах деятельности.

Физическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о спортивных достижениях малой Родины – Республики Мордовии, о победах на Олимпиадах (олимпийские чемпионы П. Болотников, О. Каниськина, А. Мишин, Д. Нижегородов, С. Кирдяпкин, В. Борчин); 
об идеале здорового человека, о том, что здоровый образ жизни является залогом успеха при достижении целей, в том числе посредством чтения мордовских народных сказок «Сырьжа», «Сабан-богатырь».
Создание условий для приобретения опыта:
овладение и самостоятельное участие в мордовских народных  подвижных играх: «В ключи» («Панжемаса»), «В платки» («Руцяняса»), «В голубей» («Гулянякс»), «Палочка-стучалочка» («Палканят-чакаманят»), «В коровку» («Тракскакс»), «Мяч об узкую стенку» («Топонясь тяйне стенас»), «Раю-раю», «В редьку» («Шапаряк-скакс»), «Ткание полотна» («Котфонь кодама»), «Наша горка» («Минь пандоняньке»); 
развития инициативности, активности, поощряя умение придумывать варианты игр, самостоятельно организовывать мордовские подвижные игры.

Социально-коммуникативное развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о том, сколько времени живет семья и родственники в Мордовии;
о гендерной принадлежности и взаимосвязях, общественной принадлежности (к группе, детскому саду, городу, республике, стране);
о природных ресурсах, об их ограниченности и необходимости экономии, об экологической ситуации в Мордовии, загрязнении окружающей среды;
об этикете и правилах поведения в детском саду, на улице, в магазине, на городском празднике;
о трудовой деятельности жителей города и республики, промышленности Мордовии и сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте как сфере профессиональной деятельности родителей.
Создание условий для приобретения опыта:
способствовать творческому использованию в играх представлений о родном городе, Мордовии, столице республики - городе Саранске, о достопримечательностях мордовского края, использованию в игре куклы-мордовочки в национальной одежде;
рассказывания детьми о своей семье в контексте родного края, в том числе о наградах родителей, бабушек и дедушек, о событиях, участниками которых они являлись и были награждены орденами и медалями;
самостоятельной организации мордовских народных игр («В голубей» («Гулянякс»), «Раю-раю», «Ткание полотна» («Котфонь кодама»),  и др.), вариативного использования в игре необходимых атрибутов, передача эмоционального состояния взятой на себя роли различными средствами выразительности;
осознанного выполнения детьми режима экономии воды, правильной утилизации отходов как фактора сохранения природных ресурсов и улучшения экологической ситуации Мордовии;
проявления бережного отношения к результатам труда, в том числе работников детского сада, родителей, жителей родного города;
проявления чувства гордости за успехи и достижения воспитанников детского сада, педагогов, своих земляков – жителей родного города, республики. 

 Речевое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о языке как средстве коммуникации людей разных национальностей, о языках, на которых говорят жители Республики Мордовия (мордовские языки (эрзянский и мокшанский), татарский язык, русский язык и др.); 
об элементарной лексике и грамматических конструкциях мокшанского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Шумбратада! (Здравствуйте!), Кода тонь лемце? (Как тебя зовут?) - Монь лемозе Ваня (Меня зовут Ваня); «Моя семья»: мама  (тядя), папа (аля), бабушка (баба), дедушка (атя), сестра (сазор), старший брат (патяй), младший брат (дуган); «Счет»: фкя (один), кафта (два), колма (три), ниле (четыре), вете (пять).
об элементарной лексике и грамматических конструкциях татарского языка по темам: «Приветствие и знакомство»: Исянмесез (Здравствуйте!); Синен исемен ничек? (Как тебя зовут?) - Минем исемем Азат (Меня зовут Азат); «Моя семья»: мама  (эни/ана), папа (эти/ата), бабушка (эби), дедушка (бабай), сестра старшая (апа), сестра младшая (сенгел), старший брат (абзи),  младший брат (эне); «Счет»:  бер (один), ике (два), эч (три), дюрт (четыре), бишь (пять).
о писателях Мордовии (Я.Пинясов, В.Корчеганов и др.), поэтах (Ш. Камал, П. Машканцев, Ф. Бобылев, Ю. Азрапкин), некоторых фактах их биографии, произведениях;
о театрах Республики Мордовия (кукольном, драматическом, оперы и балета, национальном), их назначении, деятельности актеров, режиссеров.
Создание условий для приобретения опыта:
понимания и использования в речи некоторых мокшанских и татарских слов для приветствия и знакомства, называния членов своей семьи, счета;
проявления инициативности в ситуациях речевого общения на различные краеведческие темы, использование форм речи - рассуждений, аргументаций, доказательств;
активного участия в процессе  чтения, анализа, инсценировки русских, мордовских и татарских сказок, мифов, легенд, произведений писателей и поэтов Мордовии; установления в содержании прочитанного коллизий и конфликтов персонажей, способов их разрешения;
понимания значения некоторых средств выразительности, стилистических особенностей языка;
додумывания отдельных эпизодов произведения, отражение его в изобразительной деятельности;
выразительного эмоционального чтения стихотворений и образного пересказывания произведений мордовских писателей и поэтов.

Художественно-эстетическое развитие:
Обеспечение развития первичных представлений:
о народном, декоративно-прикладном творчестве народов, проживающих на территории Мордовии, в первую очередь мордовском, русском, татарском, истории его возникновения, культурной эволюции;
о женской национальной одежде мокшан, отдельных ее частях (рубаха - панар, передник - сапоня, пояс - каркс, головной убор - панга, набедренное украшение - пулай, нагрудное украшение – сюлгам), русских (рубаха, сарафан, пояс, душегрея, кокошник, украшения), татар (рубаха, безрукавка, калфак, платок, украшения); о мужской одежде;
о мордовской, русской и татарской национальной орнаментике, выразительных средствах, элементах узоров, характерных особенностях (ритм, цветовые сочетания);
об искусстве вышивки разных народов (русского, мордовского и татарского), ее характерных особенностях, цветах, элементах, их расположении;
о народных игрушках и предметах промыслов народов, проживающих на территории Мордовии, выполняемых из дерева, бересты, глины, ткани, соломы и др.;
о творчестве знаменитых художников Мордовии Ф. Макарова, Ф. Сычкова;
о творческом и жизненном пути скульптора С.Эрзи, зависимости материалов и тематик его работ от проживания в определенной стране;
о современном поликультурном пространстве,  выраженном в произведениях художников, родившихся в Мордовии: В.Попкова, В.Беднова, В.Илюхина, А.Китаева и др., рузаевских художников (В.Колмыкова, Ф.Сидельникова и др.);
о творчестве композиторов Мордовии (Л.Кирюков, Г.Сураев-Королев, Г.Вдовин, Н.Кошелева);
о русском, мордовском, татарском народном песенном искусстве (песни и наигрыши), о музыкальных произведениях композиторов Мордовии;
о жанрах русских и мордовских народных песен (вербные, троицкие, шуточные, хороводные, частушки и пр.), нахождения в них общего и различий, определения особенностей их интонирования.
Создание условий для приобретения опыта:
восприятия подлинных предметов мордовского, русского и татарского декоративно-прикладного искусства: предметы вышивки, гончарной посуды; деревянной, глиняной игрушки;
контекстуального восприятия произведений изобразительного искусства: живописи (Ф. Макаров, Ф. Сычков, А.Китаев), графики (Н. Макушкин), скульптуры (С.Эрзя), проявления желания понимания смыслового содержания и сюжетов произведений искусства;
выразительной передачи средствами изобразительного искусства мордовской, русской и татарской вышивки, их характерных особенностей, в том числе используя изобразительный прием  изображения сетчатого орнамента (повторение и чередование элементов);
создания композиций по мотивам мордовского, русского и татарского орнаментов, вырезывая симметричные узоры из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, составляя орнамент, наклеивая узоры на основу;
создания конструкций декоративно-прикладного искусства разных народов посредством соединения элементов узора в сетчатый мордовский, русский или татарский орнамент по рисунку, фотографии, собственному эскизу;
овладения способами конструирования объемных деталей женского национального костюма по готовой разметке или собственному эскизу, используя при украшении различные художественные материалы (бусины, фольга, тесьма, монетки, шерстяные нитки и пр.);
самостоятельного созданий конструкций из строительного материала и конструкторов на основе впечатлений от увиденного во время экскурсий или в книгах о родном крае, планирования процесса возведения постройки и определения целесообразности деталей; 
овладение средствами лепки предметов по мотивам мордовской, русской и татарской  народной игрушки, в том числе овладения способами и приемами лепки (лепить из целого комка глины и по частям), передавая выразительность образа, овладения средствами лепки посуды пластическим, конструктивным и комбинированным способами, росписи изделия гуашью;
овладения средствами лепки скульптурных групп из двух - трех фигур, сохраняя пропорциональные соотношения по величине и характеру образа, выполняя декоративные пластины способом «налепа» по мотивам мордовского изобразительного искусства;
овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе выразительного пения, напевную манеру исполнения, навык четкой дикции, импровизации движений (русские и мордовские лирические, эпические и хороводные народные песнями);
определения характера, образа музыкальных произведений композиторов Мордовии, различения русских, мордовских, татарских инструментальных наигрышей, пьес игрового характера;
овладение русскими, татарскими и мордовскими танцевальными движениями, в том числе в хороводе, в парах, сольного исполнения танцевальных элементов и их творческого использования в свободной пляске, импровизирования;
овладения различными русскими и мордовскими народными музыкальными инструментами, проигрывания мелодий в оркестре, импровизирования аккомпанемента к песне, игре, пляске.

Категория: Организация педпроцесса | Добавил: Админ
Просмотров: 1029 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ