Понедельник, 10.12.2018, 11:24 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ИННОВАЦИИ » Инновации Кирюхиной И.П.

Использование возможностей метода функционального биоуправления для социально-психологической адаптации детей-логопатов
29.01.2016, 21:02

И.П.Кирюхина

 Использование возможностей метода функционального биоуправления для социально-психологической адаптации детей-логопатов

Аннотация статьи: В статье описываются трудности адаптации и социализации детей с нарушениями речи в социокультурное пространство дошкольного учреждения. Представлена система логопедической работы с программой «Комфорт Лого», реализующей метод функционального биоуправления по принципу биологической обратной связи,  по коррекции речевых нарушений и формированию уверенного речевого поведения, для успешной адаптации и социализации детей-логопатов.

Ключевые слова: социальная адаптация, социокультурное пространство, метод функционального биоуправления, феномен биологической обратной связи.

В настоящее время проблеме сохранения здоровья человека уделяется пристальное внимание. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья. (Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. №323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). 
Год от года наблюдается устойчивое увеличение числа детей-логопатов. Вместе с нарушениями речевого развития у таких детей проявляются нарушения познавательной и социально-волевой сфер, гиперактивность и поведенческие отклонения. Данные нарушения негативно влияют на развитие ребенка, его общение и социализацию, вызывают у него различные вегетативные и эндокринные дисфункции, приводят к пограничным состояниям, нарушениям психики, расстройствам эмоционально-волевой и поведенческой сферы, отрицательно сказываются на адаптации и социализации детей [1]. У детей с нарушениями речи сложнее осуществляется ориентация в социокультурном пространстве, что затрудняет овладение различными видами деятельности, навыками общения и культуры поведения, определяющими успешность социализации.
Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с ребенком-логопатом направляется на обеспечение условий, открывающих ему возможность полнокровного общения со сверстниками и взрослыми, развития его творческой и социальной значимости. Для этого необходимо содействовать  расширению его социокультурного пространства.
Социокультурное пространство рассматривается как «слагаемое человеческой деятельности», как совокупность различных условий жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, представленное конкретным природным, вещным и предметным окружением, а также ситуативными и систематическими коммуникациями, связями и взаимоотношениями (Л.Л. Редько, Р.М. Чумичева). Содержательный смысл понятия «социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры [2].   Психосфера ребенка имеет статус самостоятельного плана социокультурного пространства и служит резервуаром для его расширения. 
Процесс становления и развития личности детей-логопатов, как субъектов культуры, претерпевает существенные трудности, связанные с наличием у них речевых дефектов. Это в свою очередь понижает уровень их социальной  адаптации, т.е. процесс приобщения их к социальной жизни, которая заключается в усвоении языка, системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу [3,с.382]. И как следствие, усложняет процесс социализации  данной категории детей. По М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. [3,с.381].
Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной работы. Именно поэтому поиск и применение в логопедической практике современных здоровьесберегающих технологий, использующих резервные возможности организма, и направленных  на коррекцию речевых нарушений и формирование уверенного речевого поведения, для успешной адаптации и социализации детей – логопатов  является актуальным. 
В свете данной проблемы, своевременной и эффективной стала работа с такими детьми  по методу функционального биоуправления. ФБУ (функциональное биоуправление) – это возможность обучения произвольному изменению физиологических функций организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направления. Процесс биоуправления характеризуется активным и сознательным участием человека. Метод функционального биоуправления, основан на использовании феномена биологической обратной связи. БОС (биологически обратная связь) – это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма [6].
В основе современного здоровьесберегающего метода функционального биоуправления лежат открытия выдающихся отечественных ученых-физиологов И.П.Павлова и П.К.Анохина. Современные компьютерные технологии позволяют широко и успешно применять метод на практике. Во время сеанса ФБУ (функционального биоуправления) специальный прибор регистрирует физиологические параметры организма, которые сразу преобразуются в сигналы обратной связи в виде звуков, картинок или сюжета на экране монитора. При правильном выполнении  тренировочных заданий происходит их изменение. Таким образом, обучающийся  получает  возможность оценить,  какие именно телесные ощущения связаны с нужными  изменениями и начинает воспроизводить их не случайным образом, а  произвольно. 
Одной из наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий признана программа «Комфорт Лого», которая реализует метод функционального биоуправления по принципу биологической обратной связи. Ее эффективность и значимость обусловлена широким диапазоном показаний к применению. Это:
 нарушения дыхания, речевого дыхания, голосообразования, речи и речевого поведения;
  нарушения темпа и ритма речи;
  заикание, логоневроз;
 наличие высокого психоэмоционального напряжения, связанного с общением;
наличие речевой тревоги и страхов общения; социофобии и  коммуникативных барьеров.
К тому же, кроме коррекции речевых нарушений, она дает широкую возможность психокоррекции:
купирование избыточного психоэмоционального напряжения, стресса, тревоги, страха, депрессивных состояний без речевых нагрузок и в процессе них;
сохранение резервных возможностей, повышение стресс – устойчивости, адаптация и социализация;
восстановление психологических и физиологических показателей здоровья, оздоровление организма.
Программа состоит из разных режимов, что расширяет сферу ее практического применения. Это режим Кардио-ФБУ, режим ЭМГ-ФБУ и ЭМГ - «Джекобсон», режим температурного биоуправления, режим «Лого». Режим Кардио-ФБУ позволяет выработать навык диафрагмально-релаксационного дыхания, сформировать оптимальное функциональное состояние. Специальный режим «Лого» включает в себя работу по формированию, развитию, оптимизации, коррекции и тренингу новых навыков артикуляции, фонации, речевого дыхания, дикции, свободной, эмоционально окрашенной речи без избыточных психофизиологических усилий, а также уверенного речевого поведения у детей с использованием диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом.
 Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р.Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов [5]. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи и речевого поведения [4]. 
Мною разработана многоструктурная система работы с программой «Комфорт Лого»,  включающая в себя три  блока:
1.    Работа с детьми, имеющими речевые нарушения:
    Диагностические занятия;
    Информационно-практические занятия;
    Практические занятия.
2.    Работа с педагогами дошкольного учреждения:
    Беседы;
    Консультации;
  Практические тренинги по обучению технике диафрагмально-релаксационного дыхания.
3.    Работа с родителями:
    Беседы;
    Консультации;
    Просмотры занятий с детьми;
    Ознакомление с результатами работы.
Полный коррекционный курс занятий с детьми по программе «Комфорт Лого» проводится в четыре этапа:
1.    Диагностический этап.
2.    Этап формирования нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом, который  делится на подэтапы:
 обучение новому навыку диафрагмального дыхания под субъективным       контролем;
   выработка нового навыка диафрагмального дыхания с внешней обратной связью;
формирование нового навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом с внешней обратной связью.
3.    Этап формирования нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения: выработка новых навыков артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, дикции, свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения с использованием внешней обратной связи.
4.Заключительный этап. Период закрепления.
Хочется отметить важность этапа обучения новому навыку диафрагмального дыхания под субъективным контролем. Вначале, детям необходимо рассказать о дыхании, о значении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания) для их здоровья. Провести несколько демонстрационно-практических занятий. Лучше начинать обучать технике ДРД в положении лежа под контролем руки взрослого, а затем руки самого ребенка. Ребенок может представить, что у него в животике воздушный шарик, который на вдохе надувается, а на выдохе – сдувается. Так же можно представить, что животик – это морские волны. Положить на живот кораблик, который на вдохе будет подниматься, а на выдохе опускаться, как будто он плывет по волнам. Далее  для детей будут интересны игры с бумажными заготовками на ниточках (рыбки, бабочки, стрекозки, птички, листочки, самолетики и т.д.), которые будут перемещаться, взлетать при длительном диафрагмальном выдохе  ребенка на них. Когда у детей появится навык координированного диафрагмального дыхания,  можно приступать к работе за компьютером с внешней обратной связью.
Работа по программе ведется  с использованием различных видов обратной связи (от простого к сложному): «Индикатор», «Полоса», «Слайды», «Прозрачность»», «Жалюзи». «Анимация» - игра «Бабочка», «Кексы»: в качестве сигнала обратной связи здесь представлен игровой мультипликационный сюжет. Детям особенно нравится работать с данными мультипликационными сюжетами. В период по постановке нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения в режиме «Лого» алгоритм коррекционной работы заключается в последовательной отработке режимов произношения по следующей схеме: гласные звуки, слоги, слова, фразы, чистоговорки, стихи, сказки. Задача обучающего – на длительном диафрагмальном выдохе воспроизводить заданный речевой материал.
Длительность первых занятий-сеансов составляет 5-7 мин, время сеансов постепенно увеличивается, доходя до 15-25 мин. Занятия строятся по следующей схеме: диагностика (она обязательно проводится в начале и конце занятия, для оценки функционального состояния ребенка, что дает возможность отслеживать изменения, происходящие в ходе курса коррекции); работа над выработкой нового устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного дыхания в режиме «Кардио-ФБУ», в различных подрежимах, в процессе которой достигается комфортное психологическое состояние ребёнка. Далее, когда навык ДРД  успешно автоматизирован, начинается работа над речевым дыханием в режиме «Лого». Сначала отрабатывается навык диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом. Затем начинается работа с использованием речевого материала. Речевой материал подбирается с учетом  автоматизированных звуков у детей. Обязательным условием работы с программой является чередование периодов работы с периодами отдыха, в ходе которых дети смотрят слайды по разной тематике и слушают приятную, расслабляющую музыку. Занятия на компьютере  проводятся 1 раз в неделю по 15-25 минут при непосредственной работе с компьютером:  в 5-6 лет до 10 минут, в 6-7 лет до 15 минут, в соответствии с нормами работы детей за компьютером.   В течение коррекционного курса, проводимого у детей по программе «Комфорт Лого»,  параллельно проводится работа по формированию артикуляционных укладов, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Таким образом, использование метода функционального биоуправления имеет ряд положитель¬ных моментов, выгодно отличающих его от обычного комплек¬са логопедических методик: метод значительно повышает эффективность занятий за счет вы¬сокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее  ус¬транить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы. Приобретенный навык способствует предотвращению ряда отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное здоровье детей.
Анализируя результаты работы с  программой «Комфорт Лого» по методу функционального биоуправления, можно говорить о явной положительной динамике. К концу коррекционного курса у детей-логопатов формируется новое состояние организма, как на физиологическом, так и на психологическом уровне. Нормализуются физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха  вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок.  Улучшается качество речевого дыхания, что способствует координации речевых функций, формированию слитной, эмоционально окрашенной речи без усилий.  Сокращается период автоматизации поставленных звуков. Наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: дети становятся более спокойными, устраняется избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшается  уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой. 
У детей-логопатов формируется новый динамический стереотип свободной и без избыточных психофизиологических затрат речи и уверенного речевого поведения, что, несомненно, способствует  их полноценному речевому развитию, повышению самооценки и уровню их социальной адаптации.  Дети начинают более активно и качественно взаимодействовать  с окружающей их социальной средой, что в свою очередь  благоприятствует более успешному процессу их социализации  и расширения  социокультурного пространства. 

Список литературы:

1.    Вовк, О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк. – Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея» , 2010. – 3 с.
2.    Галагузова, М. А. Социальная педагогика /  М. А. Галагузова. – Москва : Владос, 2000. – 381 – 382 с.
3.    Григорьев, С. В. Социально – культурная деятельность УДОД как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития празднично – игровой культуры детей.  Празднично-игровая культура семьи и детства. Коллективная монография  / Д.Л. Монахов, С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – Москва: МГДД (Ю) Т, 2009.- 236 с.
4.    Диагностика и коррекция психофизиологического состояния / Методическое пособие. -  Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея» , 2004. – 6 – 7 с.
5.    Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия; Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская академия образования  – Москва: Акад. Проект,  2000. – 504 с.
6.    Новикова, Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР 6 лет / Е. Л. Новикова.  – Москва: Дошкольная педагогика , 2007. - № 1. – 29 – 32 с. 

 
Категория: Инновации Кирюхиной И.П. | Добавил: Инесса
Просмотров: 574 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]