Понедельник, 26.02.2018, 04:54 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » ИННОВАЦИИ » Инновации Кирюхиной И.П.

Су-Джок терапия
23.01.2018, 23:07

Методическая разработка

« Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

 

Аннотация. В данном материале рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с применением Су-Джок массажеров.

Ключевые слова: Су-Джок терапия, Су-Джок массажеры, коррекционная работа, мелкая моторика рук, автоматизация звуков.

 

Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада.

 

Статистика последних десятилетий показывает неуклонный рост числа детей с серьезными нарушениями в речевом развитии. Современные дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Такая негативная тенденция прослеживается не только в нашей стране, но и во всем мире. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Такие дети, как правило, замкнуты, необщительны, зажаты, и в дальнейшем имеют серьезные трудности в освоении школьной программы. Поэтому так важно вовремя выявить и оказать качественную помощь детям-логопатам.

Современные логопеды накопили огромный опыт в работе по коррекции различных речевых патологий. Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей. Одной из таких технологий, которые я активно использую, является Су-Джок терапия («су» - кисть, «джок» - стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».

Я применяю Су-Джок массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с веселыми упражнениями и играми. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажными колечками - пальцы рук.

Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада заключается не только в повышении мотивации и интереса детей к занятиям, но и оказании благотворного влияния на развитие мелкой моторики пальцев рук, что на прямую влияет на развитие речи детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.

Очень важными достоинствами Су-Джок терапии являются ее абсолютная безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения и доступность. Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.

Практика применения Су-Джок терапии показала ее результативность в коррекции дизартрических расстройств, которые стали встречаться все чаще и чаще. Массаж Су-Джок шариками помогает нормализовать мышечный тонус у таких детей, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су-Джок шарики я применяю на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях. Мною собрана картотека игр и упражнений с Су-Джок массажерами для решения различных коррекционных задач:

  •  развития мелкой моторики рук;
  •  развития фонематического слуха и восприятия;
  •  развития навыков пространственной ориентации;
  •  развития лексико-грамматических категорий;
  •  развития связной речи;
  •  развития звукового анализа и синтеза;
  •  автоматизации поставленных звуков.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате использования в коррекционном процессе Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, нормализуется мышечный тонус детей, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развивается координация и мелкая моторика, активизируется речь. Су-Джок терапия позволяет сократить сроки коррекции речи, а так же повысить ее качество.

 

Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях

с применением Су-Джок массажеров.
 

Цель: Создание условий для автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях с использованием Су-Джок массажеров.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Ш].

2. Упражнять в произношении звука [Ш] в словах, предложениях и чистоговорках.

3. Закрепить умение согласовывать существительные с числительными в игре «Назови и сосчитай!».

4.Закрепить умение образовывать существительные в Родительном падеже множественного числа.

4. Упражнять в составлении правильных предложений в игре «Исправь предложение».

Развивающие:

1. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук через взаимодействие с Су-Джок шариками.

2. Развивать артикуляционную моторику.

1. Развивать зрительное внимание через складывание разрезной картинки.

2. Развивать фонематическое восприятие посредством игрового упражнения «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!».

Воспитательные:

1. Воспитывать отзывчивость, умение выслушать педагога до конца.

Оборудование: игрушка змейка Шуша, разрезная картинка с изображением змейки Шуши, предметные картинки: шапка, шайба, малыш, машина; сухой бассейн в виде ведёрка с Су-Джок шариками, цветная коробочка с Су-Джок шариками, картинка - раскраска.

Предварительная работа: Постановка звука [Ш], закрепление звука [Ш] изолированно, в слогах, словах. Разучивание чистоговорки.

 

План индивидуального логопедического занятия:

 

1. Организационный момент

  •  Игра с использованием сухого бассейна с Су-Джок шариками для развития мелкой моторики пальцев рук.
  •  Игра «Собери картинку» на развитие воображения .

2. Основная часть

  •  Сообщение темы занятия.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Уточнение артикуляции и характеристики звука [Ш].
  • Игра «Волшебные ежики» на закрепление изолированного звука [Ш].
  •  Игра «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!» на развитие фонематического восприятия.
  • Физкультминутка с Су-Джок шариками.
  •  Игра «Собери и сосчитай» на развитие умения согласовывать существительные с числительными.
  • Игра «Один – много» на образование существительных множественного числа в Родительном падеже.
  •  Проговаривание чистоговорок в упражнении «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй».
  •  Игра «Исправь предложение» на автоматизацию звука [Ш] в предложениях .

3. Заключительная часть.

  •  Прощание с Шушей.
  •  Подведение итогов занятия.

 

Ход индивидуального логопедического занятия:

 

1. Организационный момент:

-Здравствуй, Яна! Посмотри, какое у меня есть ведерко, красивое, яркое. Тебе интересно, что там внутри? (сухой бассейн с Су-Джок шариками, в нём спрятана разрезанная на 5 частей картинка с изображением змейки Шуши).

-В этом ведерке среди су-джок шариков спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня к нам придет в гости.

Ребёнок сидит за столом, перед ним сухой бассейн. Ребенок собирает картинку.

-Ты знаешь кто это?

Ответ ребенка: Это змейка Шуша!

2. Основная часть:

 Сообщение темы занятия.

-Правильно. К нам на занятие сегодня пришла гостья, и зовут ее змейка Шуша, ты с ней уже знакома. В ее имени есть звук [Ш]. Она приглашает тебя поиграть с ней. Следуй за ней и помоги Шуше выполнить различные задания.

- Давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Ш]. Губы округлены и вытянуты слегка вперед, язык в форме «чашечки» поднят за верхние зубы, выдыхаемый воздух теплый.

- Шуша хотела научить своих друзей делать массаж лица с су-джок шариком и пальчиковую гимнастику. Ты можешь ей помочь.

 Массаж лица и пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком.

Массаж щек:

Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех. – Круговые движения
Я катаю колобок, будет круглый каждый бок. - шариком по щеке.

Массаж лба:

Я - колючий серый еж, и на шарик я похож. – Движения шариком вдоль лба.
Массаж рук:

Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю. – Движения шариком по тексту.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, -
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

- Молодец! Тебе понравился массаж и гимнастика? А сейчас Шуша предлагает тебе выполнить артикуляционную гимнастику.

 Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук [У] без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

- Молодец!

-Ну, а теперь можно поиграть с Шушей и выполнить интересные задания!

 Игровое упражнение "Волшебные ежики"

-Перед тобой коробочка с волшебными шариками. Шуша хочет проверить, умеешь ли ты правильно произносить ее любимый звук [Ш]. Ты должна нажимать кончиками пальцев сначала правой, потом левой руки на каждый шарик и произносить звук [Ш].

- Какая ты молодец! Очень хорошо произносишь звук [Ш]! Шуша предлагает тебе помочь ей найти слова со звуком [Ш]!

 Игра «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук!»

- Я буду называть слова, как только ты услышишь в слове звук [Ш], ты должна ладошкой стукнуть по Су-Джок шарику. Руки можешь менять: то правую, то левую

( слова: машина, кошка, сок, шапка, собака, чайник, шуба, самокат, каша).

- Ты правильно выбрала слова со звуком [Ш].

- Шуша так устала, что решила отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем и немного разомнемся!

 Физкультминутка с су-джок шариком.

Вот веселая зарядка, - ноги на ширине плеч,

Выполняй - ка по порядку!- руки опущены вдоль туловища,

Быстро встань и улыбнись! - в правой руке шар,

Руки в стороны разведи, - руки развести в стороны,

Выше руки подними, - руки поднять вверх,

Шарик там переложи! - переложить шар в другую руку,

Руки снова разведи, - руки развести в стороны,

А потом их опусти! - опустить руки.

- Шуша очень хочет научиться считать. Давай ее научим!

 Игра «Назови и сосчитай».

- Посмотри на картинку, назови предмет. Будем надевать пружинку от Су-Джок шарика на пальцы руки, и считать предметы (предметные картинки: шапка, шайба, малыш).

Ребенок считает предметы и надевает массажное кольцо на пальцы (одна шайба, две шайбы, три шайбы, четыре шайбы, пять шайб).

- Молодец! Шуше очень понравилось считать предметы!

 

 Упражнение «Один - много».

- Я прокачу тебе Су-Джок шарик и назову слово в единственном числе, а ты прокатишь мне шарик обратно и назовешь этот предмет со словом «много» (слова: шапка, шуба, машина, шкаф, шпала, штанга, шишка, кошка, машина, мошка, мышь).

- Шуша очень любит повторять чистоговорки. Давай попробуем вместе с ней!

 Упражнение «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй».

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая чистоговорку на автоматизацию поставленного звука [Ш].

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

Меньшую зовут Наташа. (мизинец)

- Как хорошо ты прочитала чистоговорку!

- Змейка Шуша очень хочет научиться составлять красивые предложения. Но у нее не получается, все слова перепутались. Помоги ей!

 Упражнение «Исправь предложение».

- Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

3. Заключительная часть.

- Яна – ты молодец! Понравилось тебе играть с Шушой?

- В какие игры тебе больше всего понравилось играть?

- Чему ты научила Шушу?

- Змейка Шуша говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка - раскраска с изображением Шуши).

- До свидания!

 

Ссылки на источники:

  1. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
  2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
  3. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
  4. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
  5. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
  6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

Категория: Инновации Кирюхиной И.П. | Добавил: Инесса
Просмотров: 50 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ