Среда, 19.09.2018, 04:12
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Кувшинова » Педопыт

Педагогический опыт работы по теме: "Роль народных сказок в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста"
29.07.2018, 17:36

Автор Кувшинова Е. Б.

"Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов за образами, она разумеет художественно и символически глубокое духовное состояние" И.А. Ильин

Как мы относимся к сказке? Ведь сказка совсем не отражает нашу жизнь, и дети должны жить в реальном мире, быть в курсе развития науки и техники. Дети очень любят книгу, с замиранием сердца слушают сказки, небылицы, листают странички, рассматривая даже самые незамысловатые картинки, сопереживают героям, играют со сказкой.

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Всем известно, что самым популярным жанром устного народного творчества является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с его рождения и не только развлекает, но и воспитывает его умственно и эстетически. Как ребенок относится к героям и событиям сказки, так и складываются основы его чувств, моральных представлений. Сказка обязательно дает детям уроки на всю жизнь, а именно "уроки физической и нравственной чистоплотности".

Сказка - это сильнейшее педагогическое средство, значительная область художественной педагогики, уходящей своими истоками ещё в доисторические времена. Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребёнка, с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события, герои которых - знакомые незнакомцы. Это известные детям животные, наделённые чертами и характером человека, растения, приобретающие невиданные качества, люди, совершающие необычные подвиги и поступки и в тоже время все персонажи сказок были хорошо знакомые детям, многие из них живут рядом. Сказки развивают и воспитывают ребёнка, но такое воспитание воспринимается им с удовольствием, ведь сказки увлекают в мир неизведанного и таинственнного.

Эстетическое воспитание детей на материале народной сказки сейчас очень актуально. Решение такой проблемы требует серьезной работы, характер и содержание которой и обусловливаются самим литературным произведением, сказочным героем, а также возрастом детей и уровнем их развития. Сказки - это очень понятный, любимый детьми жанр, огромная часть национальной культуры. Сказки учат доброте, сопереживанию, честности, они несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. Поэтичность языка, пробуждаемые глубокие чувства рождают в детской душе прекрасный эмоциональный душевный отклик.

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: различные межнациональные конфликты, преступность, алкоголизм, наркомания, разгул вседозволенности, равнодушие к людям старшего поколения и инвалидам, появление детей-сирот при живых родителях. Все это выносит проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников на первый план.

Дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит слияние ребенка с миром социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В связи с этим одним из главных направлений перестройки дошкольного воспитания, предусмотренной Концепцией дошкольного воспитания,является "гуманизация педагогического процесса, предполагающая прежде всего ориентацию воспитателя на личность ребенка, коренное изменение характера общения с ним". В "Программе воспитания ребенка-дошкольника" принцип воспитания деятельной гуманистической направленности ребенка через приобщение его к общечеловеческим ценностям во всех видах деятельности также выдвинут как ведущий.

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания дошкольников.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В детском саду уделяется большое внимание эстетическому воспитанию дошкольников. И одним из направлений данной работы в ходе поликультурного развития стало ознакомление детей со сказками разных народов.

В ходе работы в центре внимания были русские, мордовские и финские народные сказки, имеющие важное значение в формировании у дошкольников комплекса нравственных качеств. Подбор фольклорных произведений для чтения осуществлялся в направлении расширения и углубления круга нравственных представлений и чувств.

Для воспитания эмоциональной восприимчивости к образам художественной литературы и обогащения нравственных чувств мною отбирались такие народные сказки, которые вводили детей в область более сложных переживаний и в то же время могли ассоциироваться с их жизненными впечатлениями. Очень важно было вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках.

Одним из ключевых вопросов было выделение критериев отбора народных сказок с нравственной направленностью. Одним из главных критериев являлась высокая художественная и воспитательная ценность произведения. Сказка, как и любое художественное произведение, представляет собой сложный комплекс, систему идей, мыслей, выраженных в богатых, ярких образах. Взаимоотношения героев, их поступки и действия, их чувства, переживания, мысли, особая ситуация, в которой они находятся, - все это сильно действует на чувственное восприятие детей и способствует формированию их нравственных качеств.

Наличие действенного сюжета, его увлекательность также учитывались при выборе народных сказок. Сюжет должен был развиваться вокруг одной основной мысли, так как ребенок дошкольного возраста не может охватить в одно и то же время несколько идей. Увлекательный сюжет вызывает у детей желание действовать.

Одним из критериев является ассоциативность. В сказках особенно интересует детей наличие ярких, динамичных образов персонажей, которое активизирует их желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. Важным критерием отбора была доступность сказки. Ее язык должен был быть простым, но не примитивным.

Цель: воспитывать у детей любовь к сказкам разных народов, учить сопоставлять и сравнивать образы героев через литературное произведение, иллюстрации и изобразительное искусство.

Теоретическая база опыта

Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых, в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели только лишь забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.

А ведь мысль сказки всегда проста - хочешь себе счастливой жизни - учись уму-разуму. В сказках содержатся правила общения людей между собой, вежливого обращения друг к другу, признаки уважительного отношения к старшим, высказывания (" поклонился в пояс","добрый день вам", " ты бы сначала накормила, напоила...")

Влади́мир Проко́пьевич Ани́кин (род. 6 августа 1924 года) — советский и российский филолог-фольклорист, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова указывал, что " сказки своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью"

В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениями понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Важным является воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений между людьми. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Сказки содержат своеобразную базу нравственного воспитания. Они в доступной детскому пониманию форме повествуют о героизме и мужестве, правдивости, честности, утверждают идеи победы добра над злом. Великий педагог-гуманист двадцатого века В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Сказка для маленьких детей - не просто рассказ о фантастических событиях. Это -целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю... Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз oткрывaeт в ней что-то новое... Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-Яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и зло и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое личное отношение к плохому и хорошему ». Сказка неотделима от прекрасного, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо некое благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления, выражает своё отношение к добру и злу. Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели -К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку также, как бережем памятники старинного зодчества».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В связи с вышеизложенным в нашей группе ведутся занятия по ознакомлению воспитанников с историей и бытом мордовского, финского и русского народов, знакомство с их культурой, что невозможно без приобщения детей к фольклору. Отличительной чертой и русских и мордовских и финских народных сказок является принцип, осмеивающий лень, тупость, жадность, зло и восхваляющий трудолюбие, ум, находчивость, добро.

Успешное выполнение цели и решение задач по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок во многом зависит и от того, насколько изучено существующее состояние дел в этой области, какого уровня достиг положительный опыт.

В ходе его изучении мною были выявлены знания детьми русских, мордовских и финских народных сказок, соответствующих их возрасту, и отношение к ним, установлено отношение дошкольников к героям народных сказок, определены уровни сформированности у дошкольников нравственных качеств, и определено отношение родителей к использованию народных сказок в нравственном воспитании своих детей.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Художественно-эстетическое: восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Предварительная работа: участие детей в русских, мордовских народных играх, чтение русских, мордовских и финских народных сказок, рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.

Благодаря возрастным особенностям детей- подражательности, рефлексивности,- у детей воспитываются лучшие человеческие черты характера. Педагогу следует учесть, что большое количество сказок и их многообразие позволяет найти и посоветовать каждому ребёнку тот или иной пример для подражания героя сказки. Очень важно не только найти пример, но и поддержать выбор ребенка. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребёнку. Он может рассказать о том, чем нравится ему герой, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности ребенка. Таинственный, волшебный мир, наполненный чудесами, всегда привлекает детей, даёт возможность оценивать его, высту-пать на стороне того или иного персонажа, активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных героев, в играх- драматизациях, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Сказка несёт в себе положительный эмоциональный заряд, пробуждая у детей, да и у нас, взрослых, целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Педагог должен акцентировать внимание детей на том, что учиться лучше не на своих ошибках, а на опыте других. Лучше подтвердить это примерами из сказок. Для того чтобы чего-то достичь, нужно хорошо потрудиться. Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие. Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному. Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных друзей. Гуманизация процесса воспитания и обучения предвидит поиск путей оптимизации общения дошкольников с целью повышения его воспитывающего и развивающего воздействия на личность. Задача педагогов состоит в том, чтобы общение, как постоянная актуальная потребность ребёнка, выступала источником информации, способствующей накоплению нравственного опыта и опыта общения. Значительный резерв повышения содержательности общения, его нравственной наполняемости таит в себе народная сказка. Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:

-развитие интереса у ребят к объектам и явлениям окружающего мира;

- обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям окружающих и желание оказать им посильную помощь;

- возникновение у ребенка под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;

- содействию усвоению детьми речевого этикета;

- формирование у детей нравственных оценок с позиции добра, справедливости.

Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков. Сказка всегда нам нужна. Она не только забавляет, она утверждает чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и творчество, воображение. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу - как никогда прежде.

Анализ результативности.

Педагогу необходимо обратить внимание на развивающую среду группы.

В группе можно создать сказочный уголок, в котором будут размещены герои сказок разных народов, художественные книги и рисунки детей и их родителей, различные фотоколлажи, пальчиковый театр, костюмы для театрализованных игр.

Игры - драматизации

Ситуации, занятия, наблюдения, игры с детьми (групповые и индивидуальные).

Ежедневное чтение сказок.

Совместная деятельность педагога, детей, их родителей. Оформление мини-выставок, поделок и рисунков «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой», «На какого сказочного персонажа я хочу быть похож и почему», «Моя мама - принцесса из сказки», «Мой папа- доблестный рыцарь».

Подготовка консультаций для родителей по данной тематике

«Читаем и показываем сказку», «По дорогам сказок», «Читайте детям сказки!»

Проведение тематического родительского собрания «Роль народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников», мини – викторина

« Узнай сказку!».

Волшебная мастерская: родители принимают участие в изготовлении пальчикового театра и изготавливают книжки - малышки на тему

" Герои сказок финского, мордовского и русского народов"

По необходимости со стороны взрослых, исполнителей проекта оказывать ребятам практическую помощь, а также направлять и контролировать осуществление данного проекта. В ходе реализации проекта у детей должно происходить формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проводится анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе творческой деятельности. Оформляется книжный уголок. Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудности работы заключается в том, что для дошкольников и большинства педагогов тема народной сказки не вызывает огромного интереса. Как рассуждают? Ну, сказка и сказка, ничего особенного. А ведь нужно постараться и найти в этой проблеме то самое зернышко, ту самую тонкую ниточку, которая приведет нас к пониманию самой сути проблемы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Опыт отражает инновационные подходы к проблеме нравственно-эстетического воспитания детей через сказку. И при определенном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно - художественной ценности произведения, правильной организации последующей деятельности детей, народные сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Приложения.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Сказки из лукошка бабушки - Рассказушки»

Цели: Познакомить детей с разными образами одного и того же сказочного персонажа - лисой через текст сказок русского, мордовского и финского народов и иллюстраций к ним. Продолжать сопоставлять сказки, учить анализировать поступки, сравнивать характеры лисы в различных произведениях, обогащать словарный запас детей, делиться своими рассуждениями. Развивать память, творческое воображение, воспитывать любовь к народным сказкам разных народов, уважение к народному культурному наследию.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Познавательное развитие: формирование первичных представлений о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Обогащение активного словаря. Знакомство с книжной культурой

Художественно-эстетическое: восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами

Предварительная работа: участие детей в русских, мордовских народных играх, чтение русских, мордовских и финских народных сказок, рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.

Материалы: Лукошко, книга со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» ( финская), народные игрушки и скульптуры малых форм с изображением лисы, акварель, бумага, простые карандаши, иллюстрации с изображением Лисы.

Содержание:

Тары - бары, растабары,

Посидим у самовара,

Чаю сладкого попьем,

Сказки-сказочки прочтем…

В гости к детям приходит бабушка - Рассказушка и приносит книгу со сказками «Лиса и медведь» (мордовская), «Лиса и журавль» (русская народная) и «Сорока, ворона и лисица» ( финская).

Просит детей определить по иллюстрациям, как называются эти сказки, подводит детей к выводу, что одна из главных их героинь - Лиса.

Дети вспоминают каждую сказку, бабушка пересказывает или зачитывает фрагменты сказок, дети рассматривают иллюстрации.

Проводится беседа по сказкам:

- Как называется сказка?

-О чем в ней рассказывается?

-Почему Лиса является одной из главных героинь сказки?

-Какая она? Назовите черты характера Лисы. ( Дети высказывают свои оценки, педагог помогает им дать мотивированный ответ)

-Чем Лиса в русской народной сказке отличается от Лисы - героини мордовской и финской сказок?

-На иллюстрациях к русской сказке Лиса обута в лапти ( лапотки) , во что обута Лиса на иллюстрациях к мордовской и финской сказке?

-Одинаковы ли наряды Лисы на иллюстрациях?

-Чем они отличаются?

-Знаком ли вам орнамент мордовского и русского костюмов? Какие элементы финского узора вы знаете?

-Лиса из какой сказки вам больше всех нравится? Почему?

-Какие сказки про Лису вы еще знаете?

Выслушав ответы и рассуждения детей, педагог подводит итог и дети делают выводы о том, чем похожи сказки и чем они отличаются, анализируют поступки лисы и сравнивают характеры Лисы в разных сказках.

В своем волшебном лукошке бабушка - Рассказушка принесла для рассматривания фигурки Лисы, народную игру «Хитрая лиса», и маленькую песенку.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычко драла,

Себе лапотки плела!

В лукошке для ребят находится еще один сюрприз. Это краски и бумага. Бабушка - Рассказушка предлагает детям нарисовать Лису из любой понравившейся им сказки.

Дети рисуют Лису, в ярких, нарядных костюмах русского, мордовского и финского народов, дарят рисунки друг другу и Бабушке - Рассказушке.

Составила Кувшинова Е.Б. воспитатель

Приложение.

Финская сказка

Сорока, ворона и лисица

У сороки было на дереве гнездо. Подошла к подножию дерева лисица и говорит: "Я срублю это дерево, чтобы сделать лодку-долбленку". Сорока взмолилась: "Не руби, у меня пять птенчиков, они все погибнут, если дерево повалится". Лиса сказала: "Если дашь мне одного птенчика, то я всё-таки оставлю это дерево в покое". Сорока отдала.

На другой день лиса опять пришла и сказала, что не нашла другого подходящего дерева для лодки-плоскодонки. Сорока снова стала просить, чтобы она оставила это дерево. Отдала еще одного птенца.

Ворона пришла в гости к сороке – они были ведь приятельницами – и спросила: "Куда делись два твоих птенца?". Сорока сказала: "Сюда приходила лиса дважды поутру, и унесла их, иначе собиралась срубить всё дерево". Ворона сказала: "Вот ты глупая, никакого она дерева не сможет срубить, у нее же нет ни топора, ни пуукко".

Лиса пришла в третий раз, опять принялась говорить: "Я пока не нашла другого подходящего дерева, я всё же это срублю, если ты мне не отдашь еще одного птенчика". Сорока стала смеяться и сказала: "Да как ты дерево срубишь, у тебя же нет ни топора, ни пуукко!". Лисица спросила: "Кто тебя до такой мудрости надоумил? Уж не ворона ли? Ничего, я ее еще саму обману".

Пошла на открытую поляну, высунула язык, лежит там совсем как мертвая. Ворона прилетела, долго ходила вокруг лисы. Щелкала, щелкала клювом… Тут-то лиса схватила ворону и собралась съесть. Ворона говорит: "Пойдем туда, в развалины, а то ведь люди будут смеяться, что ты живую меня пожираешь!". Лисица поволокла ворону в зубах, старается изо всех сил, ворона говорит: "Успокойся ты, я и сама пешком дойду!". Лиса уже позабыла, что та умеет летать, и выпустила ворону из зубов. Тогда ворона тотчас же взлетела в воздух, а лиса осталось обдумывать, знать, не у нее одной в голове вся мудрость.

Русская народная сказка

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Мордовская сказка

Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:

- Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.

- А ты меня не обманешь?

- Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. - обиделась лиса. -Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.

-Ладно, - согласился медведь.

Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада.

Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:

- Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?

Ботва у репы была сочная, густая. "Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку!.." Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним: "Эх ты, детинушка-простак!"

Рассердился медведь. "Ладно, - думает, -в другой раз я не оплошаю".

Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:

- Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь - знаю, как надо выбирать.

Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:

- Соху тянуть - это что! Попробовал бы ты за сохой ходить...

Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.

- Что себе возьмёшь, Мишенька, - спрашивает лиса, - вершки или корешки?

- Корешки! - сказал медведь.

- Как хочешь, соседушко, как хочешь, -умильным голосом пропела лиса. -Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.

Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.

- Ну, - говорит, - соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.

Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревёт - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк - и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза - а лисы давно и след просты

Категория: Педопыт | Добавил: катю
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]