Четверг, 15.11.2018, 02:37 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Шумаева » Инновационный опыт

Развитие познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста
21.08.2018, 23:27

"Только проследив явление от самого истока, мы можем получить о нем верное понятие" .

Томас Пейн.

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Дошкольное детство-период активного познания ребенком окружающего мира, мира предметов. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса.

В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатам его труда, представление о своих возможностях что-то творить..

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знания о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей. Интеллектуальная активность ребенка поддерживается и направляется интересом. Он не может долго и продуктивно заниматься предметом, который его не интересует. Чтобы ребенок мог проявлять воображение или творческий подход в данной области, он должен быть ею захвачен, а это может быть обеспечено только сильной заинтересованностью.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Дошкольный возраст – период познания окружающего во всем его многообразии. То, что привычно и даже не замечено взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника.

Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса, так как, благодаря развитию познавательного интереса ребенок получает образование и повышает уровень развития.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательного интереса детей является эффективным фактором развития познавательного интереса в условиях ДОУ. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия, для самостоятельного поиска информации.

Технология «река времени» является одной из форм познавательно-исследовательской деятельности. Основной задачей исследований-путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему). Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе реализации технологии «река времени», а так же руководство детьми в данном процессе осуществляется поэтапно. В ходе данной технологии дети знакомятся с разнообразным миром вещей.

У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Для того чтобы познать какой-то предмет, конечно же, необходимо знать его значение. А что если, изначально, этот предмет используется человеком совсем в иных целях? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и другие вопросы и стараются найти ответы юные исследователи, в ходе реализации данной технологии.

Теоретическая база опыта.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития. Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С. Якиманской.

Л. А. Венгер считал, что интерес дошкольника, независимо от субъекта выполняет целый ряд функций: развивающую, образовательную и даже воспитательную.
Л. С. Выготский особым образом выделяет развивающую функцию. В момент возникновения интереса к предмету у человека активизируются все психические процессы, происходит становление таких личностных качеств как сосредоточенность, активность, стремление к общению. Конечно, именно общение позволит развивать свой интерес сполна, так как именно человек (чаще всего взрослый) может объяснить ребенку причину тех или иных событий, явлений, смысл и суть предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Отечественные исследователи предметного мира С.А. Козлова, О.В. Дыбина-Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке .

Большую роль в познании ребенком окружающего мира играют функции предметного мира, а именно информативная, эмоциогенная, регуляторная, которые освещены в ряде работ отечественных исследователей.

Информативная функция предмета обеспечивает знание его свойств, что обеспечивает ребенку, с одной стороны, ориентировку в социальном окружении, с другой - формирует представления о деятельности человека и его личностных качествах, проявляющиеся в процессе этой деятельности.

По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной информативная функция предметного мира помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, центральным звеном которых, являются знания о трудовой деятельности взрослых. Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим.

Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей. Зачастую потребность в предмете диктует разнообразие его форм: часы (настенные, будильник, ручные, механические и электронные и т.д.), нож (нож для сыра, нож для рыбы...). Одну функцию человек облекает в различные формы предметов. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов (будильник - это и часы, и фонарик, и будильник; электронная игра - это и игра, и часы; часы-перстень - это и часы, и украшение), т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Таким образом, в этом отношении предметы выполняют информативную функцию, а при условии эмоциональной окрашенности данная функция несет в себе нравственный заряд воздействия на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого мира.

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к предметному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру.

Итак, предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирование у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок - предмет» и познания социальной действительности.

Технология опыта. Система конкретных педагогически действий, содержание, методы, приемы.

Введение исторических знаний в содержание дошкольного образования придает, на мой взгляд педагогическому процессу целостность и системность; позволяет проследить становление того или иного объекта в историческом развитии; расширяет образовательный кругозор, уровень социальной компетентности ребенка; формирует на основе ретроспективного подхода прогностический взгляд на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления.

Работа с детьми была организована  на основе "путешествий по реке времени", которые  направлены на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Термин «река времени»  она позаимствовала  у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести - сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа.

Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

Карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир. Можно заранее наклеить на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени. (Использование Оси времени по Е.В. Соловьевой- От Рождества Христова (2000 лет)-н.э. ;до него 3000 лет (до н.э.).Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких-либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки» (например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира).

Реализация технологии «река времени» основывается на следующих принципах при ознакомлении детей с различными историческими эпохами:

  • принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям  дошкольного возраста;
  • принцип наглядности предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
  • принцип эмоционального восприятия информации позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы:

1.Словесные методы ассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей) помогают лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствуют выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядные методы ( рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций; схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы,использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов - презентации,  составление и оформление макетов) способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практические методы (экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия)

4. Игровые методы( дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции) .Игры вызывают у дошкольников живой интерес к рукотворному миру и к людям, его создающим. Важно побуждать их к проявлению желания участвовать в преобразовании предметов:предложить нарисовать часы будущего, придумать современный транспорт для доктора Айболита и др.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Создание условий для развития коммуникативных навыков у дошкольников: умения выслушивать друг друга;приобретения опыта работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Технология «река времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

Работа по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии со следующими этапами. 

На первом этапе отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.Отталкиваясь от события, перед детьми ставится вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Обсуждение высказанных идей, предположений проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.

На этом этапе  широко используется реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени»  «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизирует их. При этом оно  быть мобильно: на очередном занятии можно снять его со стены и использовать для дальнейших «исследований».

"Путешествия по реке времени" с детьми дошкольного возраста организуются согласно следующему алгоритму действий:

1. Обсуждение реального или вымышленного события.

2. Постановка цели исследования (узнать…).

3. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Возможный вариант тематического планирования:

  • История моей семьи
  • История жилища и бытоустройства
  • История огня (освещение и тепло)
  • История коммуникации (почта)
  • История сухопутного транспорта
  • История мореплавания и воздухоплавания
  • История профессий
  • История письменности (книгопечатание)

Результативность опыта.

Опыт работы показывает, что технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

В занимательной форме дети получают  представление об истории возникновения окружающих их предметов, разных видах жизнедеятельности, явлениях социальной действительности. "Путешествия по реке времени" придают процессу познания яркую эмоциональную окраску, творчески воздействуя на чувства, воображение и фантазию. А совместная партнерская деятельность взрослого с детьми  задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым,подражать ему, сотрудничать с ним, с другой — стремление делать то, что интересно.

Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями) «Путешествие по реке времени» мы начали с темы «От колеса до современных машин», что, конечно, нашло большой отклик у мальчишек. Главной задачей было – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

«История швейной иголочки» оказалась настолько увлекательной и интересной: «Да, много лет уже простой иголочке»,- говорили родителям одни, «Ей даже памятник есть!» - продолжали другие. «Нам сейчас намного удобнее шить, чем тогда, в далеком прошлом», - звучали высказывания детей во время выполнения шва «вперед иголка».

Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город», что позволило познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут. Была собрана информация об истории города, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предметов, какова роль в процессе взрослых.

Вместе с детьми можно отправиться в прошлое семьи, жилища, огня и сухопутного транспорта, мореплавания и воздухоплавания, окунуться в историю письменности и коммуникации (почты), историю профессий.

Применяя в работе с детьми данную технологию, родителям предлагается по возможности посещать с детьми музеи: краеведческие, биологические, исторические. Это расширяет кругозор ребенка, дает ему зримые образы естественной истории и истории человеческой цивилизации.

Трудности и проблемы при использовании опыта.

  Организуя с детьми "Путешествия по реке времени", невозможно пользоваться готовым сценарием по той или иной теме. Особенности детей группы, их интересы и увлечения, собственные идеи воспитателя будут определять конкретное содержание и ход каждого занятия. Изюминка таких "Путешествий" в том, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы по экологии, истории, географии. Задача педагога - на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире. Сведения, которые предлагаются детям, по глубине и ширине, не превосходят знаний обычного взрослого человека, а тем более профессионально подготовленного. Тем не менее, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием, только в этом случае он может заразить последовательной активностью своих воспитанников. Этого не может произойти, если пользоваться готовыми конспектами.

Поэтому пришлось для работы по данной технологии создавать коллекции научно-популярной литературы,  интересных презентаций, развивающих игр, наборов предметных картинок и предметов.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы адресован  в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, родителям,  но будет  полезен и студентам педагогических вузов и колледжей, обучающихся  по специальности "Дошкольная педагогика", а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

Приложения.

Анкета для родителей.

Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: в игре, в общении с взрослыми, сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

1. Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания? 

2. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

3. Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете или явлении, используя различные средства информации (иллюстрации, телепередачи, радиопередачи, собственные наблюдения)?

4. Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?

5. Участвует ли в беседе о том, что его интересует? Проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями?

6. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и др.)?

7. Способен ли к длительному сосредоточенному вниманию, когда занят интересной ему деятельностью? Умеет ли элементарно планировать свою деятельность, пытается ли преодолеть различные трудности?

8. Свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность, выразительность речи, мимики движений по проявлению интереса к предмету и явлению?

9. К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?

10. Широк или узок круг интересов вашего ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?

11. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

Категория: Инновационный опыт | Добавил: elena345
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]