Среда, 19.09.2018, 05:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Синицына » Передовой педагогический опыт

Приложение.
30.06.2018, 22:35

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА.»

Информационная карта проекта

Наименование проекта: «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА.»

Направление проекта: социально-экологическое

Срок реализации: май 2016 – май 2017 г.

Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы ЧДОУ «Детский сад №114 ОАО «РЖД».

Актуальность данного проекта

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности.

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Проблема:

На участке нашего детского сада много зеленых насаждений, что очень благоприятно сказывается на экологическом воспитании наших дошкольников. Совершая прогулки по улицам нашего города, экскурсии в лес и на пруд, мы видим картину потребительского отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники). У педагогов возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Как приобщить детей к практической деятельности по улучшению экологической обстановке на близлежащих территориях.

Гипотеза:

Если работа будет вестись в одностороннем порядке, если мы взрослые будем говорить, как надо делать, не подтверждая это своим примером, то цель не будет достигнута. Поэтому возникла необходимость создать этот проект, где участниками будут дети, их родители и мы педагоги.

Если схема по осуществлению проекта будет включать в себя организацию и проведения детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей, и получению удовольствия от достигнутого результата. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.

Тип проекта:

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский;

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы и другими группами на праздничных мероприятиях, в контакте с семьей, в контакте с окружающими при волонтерском движении.

По количеству участников: фронтальный, групповой;

По продолжительности: долгосрочный (рассчитан на год).

Цель проекта:

Проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих формирование у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны через общение, игру,познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Основные задачи проекта:

Создание условий:

для развития познавательного интереса детей к жизни природы, понимания роли человека в природе, осознания того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды (чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека);

для формирования умения понимать и разрешать противоречия, аргументировать свою точку зрения.

Обеспечение у детей развития первичных представлений:

о разнообразии природы родного Мордовского края;

о роли человека в природе, как положительной, так и отрицательной;

о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;

о правилах поведения в природе, последствиях «хорошего» и «плохого» отношения к природе.

Воспитание патриотизма, любви к своему краю, желания активно и действенно участвовать в природоохранной деятельности, в улучшении экологической обстановки родного города.

Развитие партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в вопросах экологического образования дошкольников.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительно-мотивационный этап – создание развивающей предметно-пространственной среды, социальная и игровая мотивация, привлечение добровольных участников из числа детей и их родителей для исследования профессий железнодорожников и других вопросов по теме проекта.
  • Формирующий этап – организация ситуаций общения, презентаций, проведение занятий, экскурсий.
  • Деятельностный этап – реализация содержания проекта через разные виды детской деятельности (познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, и пр.).
  • Обобщающий этап – подведение итогов, обобщение и представление результатов проекта, защита детьми исследовательских работ, волонтерское движение.

Формы и методы работы:

Проект – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. В ходе реализации проекта используются разные формы работы с детьми, адекватные старшему дошкольному возрасту:

  • Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное.
  • Ситуации: проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуативный разговор, ситуации взаимодействия, ситуации морального выбора.
  • Волонтерское движение, акции.
  • Игры (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная игра).
  • Художественные мастерские (изготовление листовок, плакатов и т.д.).
  • Экскурсии, в том числе виртуальные.
  • Чтение художественной и познавательной литературы.
  • Выставки.
  • Праздники и развлечения.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации проекта используются следующие методы:

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми экологически грамотного опыта поведения в природе;
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видео, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
  • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца, беседа);
  • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);
  • моделирование (предметное, схематическое, графическое);
  • методы ТРИЗ (Противоречия, Метод фокальных объектов, Ресурсы).

Критерии эффективности проекта:

  • Удовлетворенность детьми проектом (проявление познавательных и коммуникативных интересов и активности детей в детском саду и дома, которые проявляются в живости и заинтересованности).
  • Удовлетворенность педагога проектом (достижение целей, роль проекта в развитии каждого ребенка и т.д.).
  • Проявление партнерских отношений взрослых и детей во время реализации проекта (эффективное сотрудничество).
  • Полнота реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям.
  • Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  • Библиотека юного эколога.
  • Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
  • Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
  • Экологическая тропа на территории детского сада.
  • Огород на окне.

Ожидаемый результат

Дети

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети будут участвовать в конкретных практических акциях по благоустройству территории детского сада, по оказанию помощи птицам в трудные для них времена.

У детей будут сформированы представления о природе Родного края.

Дети научатся устанавливать экологические взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить элементарные опыты, научные наблюдения, анализировать, делать выводы.

Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

В природе все взаимосвязано.

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

Родители

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Возможность участвовать в совместных экологических проектах, обогатятся навыки сотрудничества с детьми

Обогащение уровня экологических знаний родителей.

Схема осуществления проекта

Дети и воспитатели.

  •  Посвящение дошколят в эколята.
  • Прослушивание записей песен о природе, о временах года, заучивание их.
  • Создание фонотеки музыкальных произведений.
  • Праздник,посвященный Дню Земли.
  • Статьи и с поздравлениями на сайте детского сада.
  • Проведение волонтерского движения.Акции:«Не жги траву», «Не бросай мусор», «Чистый город»,«Береги лес», «Посади дерево - сделай подарок нашей планете», «Твори добро», «Покормим птиц». Промо-акция «Защитники природы».
  • Проведение музыкального развлечения и театрализованного представления на тему «Хлеб всему голова».
  • Создание экологической зоны «Мини – огород», наблюдение за ним и фиксирование роста. Посев семян цветов для дальнейшей посадки в цветнике.

Воспитатели и родители

  • Изготовление костюмов для экологического фестиваля - дизайн-показ эко-моды «Ожившие деревья».
  • Помощь родителей в сборе материала в экспериментальный уголок.
  • Помощь родителей в организации и проведении экскурсий в парк.
  • Консультация для родителей « Не жгите сухую траву!».

Дети и родители

  • Чтение художественной литературы на тему «Наша природа прекрасна», «Природа родного края».
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
  • Организация экскурсий в лес, на пруд.
  • Посещение зоопарка в Саранске.
  • Изготовление книжек – малышек «Красная книга», «Морские животные»
  • Акция «Посади дерево», «Покормим птиц».
  • Фотоконкурс «Посади дерево», «Сделай город чище»
  • Изготовление листовок, плакатов для акций.
  • Изготовление дидактических игр: «Эко-лото», «Кто, где обитает».
  • Выставка «Дары осени».
  • Изготовление «Гербария».

Воспитатель и дети

  • Творческое рассказывание детей по наблюдениям и экскурсиям на природе (парк, лес, пруд, зоопарк, улицы нашего города).
  • Мини-проекты: «Берегите китов и морских млекопитающих», «Живая - не живая природа».
  • Чтение и слушание произведений, заучивание стихотворений:В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика»,В.Чарушин «Что за зверь»,Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»).
  • Библиотека детской художественной и популярной энциклопедической литературы.
  • Составление картотеки пословиц и поговорок о природе, о народных приметах.
  • беседы:«Семейные традиции на субботниках», «Наши добрые дела», «Почему книгу назвали красной», «Зачем нужны заповедники», «Везде и всюду правила, их надо знать всегда» (правила поведения в лесу, на пруду, на участках детского сада, в парке, на улице). Игровые ситуации:«Быть примерным защитником природы разрешается», «Мы - следопыты».
  • ТРИЗ «Знаменитое изобретение для переработки мусора» (метод фокальных объектов)Исследования: «Из чего делают книги», «Изучаем дерево» (строение, по кольцам дерева узнают возраст, для чего нужны корни, для чего нужны деревья…)
  • «Вода - это жизнь»,«Путешествие по экологической тропе детского сада» (по план – карте), «Как создавали первую Красную книгу», «Что такое заповедник».Эксперименты:«Свойства воздуха» - закрепление представления детей о роли воздуха через опыты, «Волшебная капелька» (круговорот воды – схематичная зарисовка)
  • Работа с познавательными папками и альбомами:
  • «Лекарственные растения», «Профессия – эколог», «Дикие животные родного края», «Правила безопасного поведения в природе»,«Ознакомление с трудом лесника», «Реки родного края».
  • Встречи: с экологами железнодорожных предприятий Рузаевки, с представителями компании «Экобезопасность», педагогами и учениками Юнитэр.
  • Художественные мастерские:«Чудеса природы»,«Дельфины».«Матушка Земля»,«Защитим природу»,«Кормушки для животных» (бумага),«Строим завод для переработки мусора»,«Экомашина», «Дом для Шалунаи Тихони», «Лес» (бумага).
  • Праздники и развлечения.
  • Создание фонотеки музыкальных произведений.
  • Слушание и разучивание песен детских композиторов о природе.
  • Дидактические игры: «Кому и что нужно для работы», «Путешествие по карте», «В гостях у Лесовичка»,«Путешествие в лес».
  • Конкурсы, викторины, развлечения: Показ мод и презентация костюмов - «Ожившие деревья», Экологический Брейн -ринг «Здоровая планета– чистая планета», «Литературная гостиная».Конкурсы детских рисунков и поделок на экологическую тематику.

Результат работы

Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе экологического воспитания способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей; формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них; способах предотвращения опасных ситуаций; формированию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Опыт показывает, что многое зависит от родителей. Детей, необходимо воспитывать личным примером, вовлекать их в совместную деятельность, делать вместе одно общее дело.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников добились следующих результатов:

Воспитанники научились различать объекты живой и не живой природы, вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий. Приняли участие в волонтерском движении, что способствовало объединению активных, заинтересованных родителей, детей, и нас для участия в добровольческих мероприятиях. Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно – следственные связи между ними.

Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

В процессе экспериментирования у детей повысился уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.

Повысился уровень экологической активности и грамотности у родителей.

Мы надеемся, что проделанная работа не пройдет бесследно, что знания, умения и навыки, сформированные в детском саду дадут свои ростки, в взрослой жизни, и наши дети вырастут настоящими патриотами своей Родины и будут вносить ощутимый практический вклад в приумножение ее богатств.

Следует отметить, что дети охотно принимают участие в подготовке и проведении всех экологических акций, трудовых десантах. Очень важно, что они видят результат своей работы, чувствуют положительную оценку своей деятельности, испытывают гордость за то, что они могут внести определенную лепту в сохранение и приумножение природного богатства своего родного детского сада и города.

Используемая литература:

  1. Асмолов А.Г., Примерная образовательная программа дошкольного образования «Успех», - М.: Просвещение, 2015. – 235с.
  2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Подьяков Н.Н., Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольника, 2-изд. – М.: ТЦ Сфера, 2017. -128с.
  3. Зыкова О.А., Экспериментирование с живой и неживой природой, - М.: «ЭЛТИ- КУДИЦ», 2012.- 104с.
  4. Иванова А.И., Уманская Н.В., Мир в котором я живу. Программа по познавательно – исследовательскомуразвитию дошкольников, - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 160с.
  5. МолодоваЛ.П., Экологические праздники для детей, - Мн.: «Асар»,1997. – 128с.
  6. Николаева С.Н., Методика экологического воспитания в детском саду, 2-изд. -М.: Просвещение, 2000. - 208с.
  7. Одинцова Л.И., Экспериментальная деятельность в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  8. Рыжова Н.А., Воздух вокруг нас, - 2-изд. – М.: Обруч, 2013. – 208с.
  9. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н., Прогулки в природу, 2-изд. - М.: Просвещение, 2003. – 112с.

 

 

Категория: Передовой педагогический опыт | Добавил: Синицына
Просмотров: 22 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]