Вторник, 21.08.2018, 12:55 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Синицына » Передовой педагогический опыт

Условия формирования ведущей деятельности
08.07.2018, 20:49

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности.

Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых значимых направлений работы современных дошкольных образовательных организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых технологий и подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Я для себя выбрала инновационную технологию - это проектная деятельность. Использование проектной деятельности расширяет возможности предоставления информации и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.

В настоящее время я совершенствую формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию и в этом мне помогает проектно – исследовательская деятельность.

 

 

Но у нас есть некоторые противоречия между:

  • социальной значимостью формирования с дошкольного возраста экологически ориентированной личности и низким уровнем экологических представлений детей;
  • необходимостью реализации индивидуально-ориентированного обучения, повышающего качество образования, и недостаточной разработанностью соответствующих технологий, в частности проектных;
  • значительным развивающим потенциалом проектной деятельности и недостаточным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения;

Ведущей педагогической идеей моего опыта является внедрение проектной, исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс, с целью повышения уровня экологических представлений у детей дошкольников. Основной целью раннего экологического воспитания является воспитание любви к природе, любви к своей Родине, своему краю, учить чтить традиции, ценности своего народа, развивать бережное отношение к братьям своим меньшим.

Реализация поставленной цели проходит через решение следующих задач:

  • Формирование эстетического отношения к природе.
  • Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
  • Развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
  • Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • Привитие трудовых природоведческих навыков;
  • Выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
  • Экологическое просвещение родителей через разные формы работы.

Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, что-бы:

  • передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;
  • сформировать потребность в общении с природой, интерес к исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных навыков: умение наблюдать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.

Поэтому для реализации этих задач я использую проектный - исследовательский метод. Решая различные познавательно-исследовательские и практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить, сомневаться. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

В проектную деятельность входят как непосредственная образовательная деятельность, так и интегрированные занятия

по образовательным областям:

Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, а также традиционные праздники, концерты, беседы, экскурсии, акции – шествия, волонтерское движение, совместная и самостоятельная деятельность. Данная работа повышает уровень знаний детей по данной проблеме. Все этапы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою воспитательно - образовательную цель.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.

Планируя образовательную деятельность, опираюсь на определенные дидактические принципы:

  • Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экологической системой строения среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, презентации).
  • Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и использовать полученную информацию в разнообразных видах практической деятельности).
  • Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Информационно-коммуникационные технологии повышают познавательную активность, процесс самопознания.
  • Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
  • Принцип доступности подразумевает подбор такого материала, форм и методов организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

В своей педагогической деятельности я применяю следующие

методы экологического образования:

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций картин и иллюстрации, видеоролики, слайды, презентации);
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);
  • практические (экологические игры, трудовой десант, исследование, экспериментирование);
  • активно использую нетрадиционные методы как в работе с родителями, так и с детьми (виртуальные экскурсии, экскурсии в Зимний сад, ЮНИТЕР, «Праздник бабочек», акции, волонтерское движение, праздник « День Земли», «Вечерние посиделки», мастер – классы, фотовыставки, фотоотчет о жизни группы на сайте нашего ДОУ и т. д.)

 

Категория: Передовой педагогический опыт | Добавил: Синицына
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]