Среда, 16.01.2019, 07:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Воеводина » Педагогический опыт

Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом
02.01.2019, 22:26

1.Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации. Знакомство дошкольников с железнодорожным транспортом не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В современных программах, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А работа по ознакомлению с железнодорожным транспортом и по профориентации на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В дошкольном учреждении осуществляется систематическая работа по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами. Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям и железной дороге в целом. Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Основные пути работы по ознакомлению с железной дорогой и ранней профориентации, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:

  • формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
  • выявление интересов и наклонностей детей;
  • обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
  • внедрение современных обучающих программ;
  • знакомство с железнодорожным транспортом и ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
  • расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта; Проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
  • издательская деятельность.

3.Теоретическая база опыта.

Научно-психологическое сопровождение профориентационной работы с детьми дошкольного возраста базируется на принципах научности, системности, доступности и природосообразности. Поэтому значимым моментом в разработки профигр для дошкольников является учет возрастных закономерностей психического развития детей, особенностей их игровой деятельности, критических задач, которые необходимо решить в дошкольном возрасте и на последующих этапах. Так, для определения цели профориентационной деятельности целесообразно опираться на достоверно признанные концепции теоретиков и практиков в области педагогики и психологии. Согласно теории профессионального развития американского психолога Д.Сьюпера (см. Макарова Л.М. Профориентация дошкольников на профессии сферы железнодорожного транспорта. - Самара, 2010.), описавшего его характерные стадии и выделившего критические задачи, первая стадия длится от рождения до 14 лет. В этот период я-концепция развивается через идентификацию с ключевыми фигурами в семье, дошкольном учреждении и школе. В начале стадии доминируют потребности и фантазия; по мере расширения социальных контактов, постижения действительности большое значение приобретают интерес и способности; усвоенные формы поведения сочетаются с навыками самообслуживания, навыками социального взаимодействия, самоопределением, трудовыми навыками, выбором цели, настойчивостью. Сьюпер выделяет подстадию «Фантазия», в которой потребности занимают доминирующее положение: важны воображаемые ролевые игры. Задача - развитие представлений о себе как личности, формирование ориентации в мире.

 

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы.

Знакомство дошкольников с железнодорожным транспортом не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии необходимо руководствоваться дидактическими принципами:

  • системности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • научности,
  • наглядности,
  • преемственности.

Следует также помнить, что профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В современных программах, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А работа по ознакомлению с железнодорожным транспортом и по профориентации на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Кроме того, сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка. Первый шаг в работе по ознакомлению дошкольников с железной дорогой – это составление подробного плана по всем направлениям деятельности детского сада по профориентации, разработка серии конспектов различных занятий, игр, развлечений, мероприятий с родителями. В дошкольном учреждении можно создать свой гимн, девиз, эмблему, рекламные буклеты, электронную презентацию, сайт в Интернете, где красной линией будет проходить тема железной дороги.

Очень эффективен в работе по профориентации проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В детском саду целесообразно реализовать такие проекты, как «Наши родители – железнодорожники», «Эмблема детского сада», «Железнодорожные предприятия нашего города», «Кем работает на железной дороге папа, чем важна его работа», «Где живут электровозы» и др. В сборе материала для данных проектов участвуют как педагоги, так и дети и родители.

Ведущий вид деятельности для ребенка – это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности мы формируются знания, развивается интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. В дошкольном учреждении широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии. Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Машинисты», «Быть примерным пассажиром разрешается», «Железная дорога – детям не игрушка».

С дошкольниками используются развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры «Москва – Саранск», «Москва-Сочи», «Москва - Санкт-Петербург» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото «Наш вокзал», которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге. Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями можно разыграть целые сценки, в которых дети в игре научатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.

Работу по ознакомлению с железной дорогой и по профориентации важно использовать и в продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) и конструированию. Дети создают художественные работы на железнодорожную тему. На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки («Вокзал», «Паровозик из Ромашково», «Мост через реку», «Загудел паровоз и вагончики повез»), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного материала, осваивают техническое моделирование.

Интересной формой работы по профориентации является железнодорожная литературная гостиная, где дети в стихах узнают об истории железной дороги, о костюмах людей того времени. Для того, чтобы познакомить детей с прошлой обстановкой вокзалов, можно используем стихи советских авторов. Например, чтобы познакомить детей с вокзалом 60-х годов, стихотворение Е. Трутневой «Вокзал», объясняя детям, что вещи раньше паковались в узлы, перетянутые ремнями, и с собой в поездку брали чайники в то время, когда их бабушки и дедушки были такие же маленькие.

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с основами профессиограмм профессий железнодорожников. Рассказать, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным.

В работе с детьми по ознакомлению с профессиями железнодорожников ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей-дошкольников мышление наглядно-образное. Педагоги используют наблюдение, рассматривание картин, репродукций, фотографий, железнодорожных экспонатов. Эта работа требует создания определенного фонда учебно-наглядных пособий. Для этого педагог подбирает иллюстрации и картины на железнодорожную тематику, создает объемные макеты железнодорожных станций, поездов. Для поведения образовательной деятельности удачно использовать технические средства обучения (магнитофоны, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, компьютеры).

Одна из форм работы по ознакомлению с железной дорогой и железнодорожными профессиями - экскурсии (на вокзал, в музей локомотивного депо, железнодорожную станцию и дистанцию пути). Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Именно благодаря тематическим экскурсиям в локомотивное депо, в дистанцию пути, на вокзал, в железнодорожный музей, дети познают окружающий мир. Воспитанники видят труд железнодорожников, понимают важность их профессий, знакомятся с разными видами транспорта. Наблюдение детей за работой специалистов (проводников, дежурного по вокзалу, кассира, мастера цеха) позволяет получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о специфике определенной работы. Во время экскурсий демонстрацию предметов и наблюдения дополняем художественным словом, рассказом. После экскурсии, рассматривая фотоальбомы, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре. На экскурсиях дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу. Они задумываются о значении железнодорожного транспорта как в целом, так и его отдельных структур, таких, как станции, вокзальные учреждения (буфет, киоск, парикмахерская, комната отдыха, сервис-центр, касса).

Очень интересно использовать традицию «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются родители как профессионалы-машинисты, работники вокзала, путейцы. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

Взаимодействие с родителями – особое направление работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у его родителей к железной дороге, такое и сформируется у его ребенка. Как познакомить детей со своей профессией, как безопасно и с удовольствием поехать с маленьким ребенком в путешествие, знакомим мы родителей. Одной из форм работы является конкурс-состязание «Мама, папа, я – железнодорожная семья», в котором с удовольствием участвуют семьи детей. В конкурсах, которые разыгрываются смешные, но в то же время серьезные ситуации о правилах поведения на железной дороге, состязания на быстроту, силу, выносливость, с удовольствием участвуют взрослые и дети. Можно предложить родителям издательство «самоиздательских» мини-книг семьи «Мое будущее – железная дорога». В этих небольших книжечках, с любовью, пусть и от руки, оформленными родителями, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о дороге.

В дошкольном учреждении обязательно есть дети, у которых в дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки – железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии.

Предметная среда в детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых. В каждой возрастной группе можно оформить уголки железнодорожника, в которых представлены макеты поездов, вокзалов, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», игрушки и поделки, рисунки детей, атрибуты для игры в железную дорогу, рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей, куклы в одежде железнодорожников.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам — дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Постепенно использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и для ознакомления детей с железнодорожным транспортом.

«Как же знакомить детей с железной дорогой?» Это, например, можно сделать с помощью учебного фильма «Знакомьтесь – железная дорога», в котором познакомить малышей в доступной форме с железной дорогой. В работе с дошкольниками можно использовать презентации, обучающие игры, которые закрепят и углубят знания детей о железной дороге и железнодорожных профессиях.

5.Анализ результативности опыта.

Для того, чтобы объективно оценить знания детей о железной дороге и профессии железнодорожника, важно проводить мониторинг достижений дошкольников с оценкой знаний детей о железной дороге, которая проводится в начале и конце каждого учебного года. Педагогу необходимо обратить внимание на развивающую среду группы. В каждой группе можно создать информационный уголок железнодорожника, в котором помещается документальный материал о возникновении и развитии железнодорожной станции, железнодорожных родословных, фотографии вокзала в сравнении (с конца 19 века, начала и середины 20 века и настоящего времени), представлен банк данных по сюжетно-ролевым и дидактическим играм, развивающим занятиям, папка, где собран материал по железной дороге, составлен словарь железнодорожника и викторины для взрослых и детей, подобраны загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге.

Результатом профориентационной работы в дошкольном учреждении является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети будут гордиться работой своих родителей, понимать важность их труда. Многие из них непременно выразят желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу. Дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире железнодорожных профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.

Именно с позитивного влияния на сознание детей и начинается знакомство с профессией близких людей, миром железнодорожников. Ведь именно с этого начинается строительство того фундамента, на котором будет формироваться чувство гордости за причастность пока еще маленького человека к «Российским железным дорогам».

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Категория: Педагогический опыт | Добавил: ВИрина
Просмотров: 42 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]