Вторник, 24.04.2018, 07:50 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Октябрь » 12 » О работе двуязычных групп
12:50
О работе двуязычных групп

Языки мордовского народа в настоящее время утрачивают свою коммуникативную направленность. Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации, однако сегодня всё больше людей дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка.

В детском саду №114 ОАО «РЖД»  уже почти 20 лет ведется обучение детей мокшанскому языку. Много лет эта работа велась в рамках кружковой работы. В 2012 году началась экспериментальная работа по обучению детей мокшанскому языку в условиях «языкового погружения» по программе «Арзяня» (авторы: В.М. Иванушкина, Е.И. Неясова). Были организованы двуязычные группы, образовательный процесс которых осуществляется  на русском и мокшанском языках. Наряду с обогащением словаря, формированием грамматических и лексических языковых навыков, такая работа имеет большой потенциал для раскрытия национального образа мира,  основанного на сопоставлении языков, национальных картин мира и духовных ценностей русского и мордовского языков и культур.

В прошлом учебном году в детском саду №114 ОАО "РЖД" работало две двуязычные группы "Акша Панчф ("Ромашки") (воспитатели Потапкина Л.П. и Шиндясова И.Н.) и «Шиня» («Солнышко») (воспитатели Неясова Е. И. и Синицына О.Н). Освоение мокшанского языка велось в этих группах в течение всего дня через игру, познавательную деятельность и творческую активность.  

Каждый новый день в двуязычных группах начинается с приветствия «Шумбратада!». Во время приёма пищи дети знакомятся с названиями блюд. Одеваясь на прогулку, учатся понимать на мокшанском языке названия одежды и обуви, озвучивают свои действия. Обучение мокшанскому языку строится на основе игр, бесед, чтения, наблюдений, заучивания мокшанских считалок, стихотворений и песен. Дети разыгрывают различные жизненные ситуации на мокшанском языке продавец-покупатель, доктор-пациент и др. Очень любят они ходить в национальное кафе. Здесь на столиках меню на мокшанском языке. Это: кши, суронь ям, пуштф кал, рястаф сараз и т.п. Воспитатель читает названия блюд, дети переводят. Затем выбирают себе блюда, заказывают их (называют на мокшанском языке). Официант приносит их (муляжи, картинки). Идет диалог:

  • Тон мезть кельгсак: палть или калть? (Ты что любишь: мясо или рыбу?)
  • Мон кельгса рястаф калть (Я люблю запеченую рыбу)….

Дети проигрывают ситуацию приема пищи, беседуют по поводу вкусовых качеств блюд. Опора на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на мокшанском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. 

Освоению мокшанского языка  содействует развивающая предметно-пространственная среда двуязычной группы. В распоряжении детей книги на мокшанском языке, предметные и сюжетные картинки, карточки, дидактические, настольно-печатные игры. 

Верные помощники детей в освоении мокшанского языка – куклы Федот и Алдуня. Куклы фигурируют в организованных играх, различных обучающих ситуациях, занятиях.

Самое почётное место в детском саду занимает волшебный сундучок Арзяня, который помогает детям в изучении мокшанского языка. Из него дети получают игры, сюрпризы, задания. Сундучок - не просто сюрпризный момент, а связь прошлого и настоящего. Из сундучка появляются вещи, редкие в современных семьях (утюг на углях, народные игрушки и т.д.). В детском саду действует мини-музей для ознакомления с мордовской культурой. В нём воспитанники совершают увлекательное путешествие в прошлое своего родного края, знакомятся с культурой различных народов.

Проведение национальных праздников – добрая традиция детского сада. Это фольклорные праздники «Жаворонки», «Келуня», обрядовый праздник «Роштувань куд». 

Отрадно то, что родители воспитанников, осваивающих мокшанский язык, относятся к данной работе детского сада не только положительно, но и с большим интересом. Они беседуют с детьми о культуре мордовского народа, некоторые вместе с ними учат мокшанский язык, участвуют в разных творческих делах группы, праздниках. 

Важно сохранить мокшанский язык. Педагоги детского сада надеются, что в следующем учебном году сохранится это взаимодействие.

Категория: АРХИВ НОВОСТЕЙ | Просмотров: 660 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]