Вторник, 12.12.2017, 15:02 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Это важно знать

Требования к устной речи ребенка, поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Какие стороны речи должны быть сформированы

Ребенок должен уметь

Последствия несформированности различных сторон речи

Звуковая сторона речи

- правильно произносить все звуки речи;
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

Нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

Функции языкового анализа

- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
-устанавливать последовательность звуков в слове.

Наиболее характерны следующие ошибки на письме:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв;
- перестановки букв (комната – «конмата»);

Лексическая сторона речи (словарный запас)

- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль»;
- употреблять сложные слова (например: длинноногий);
- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
- подбирать метафоры (например: туча комаров);
- использовать слова и фразы с переносным значением(например: сломя голову);
- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными(например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
- образовывать название детенышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина –малиновое, лиса – лисья);

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

Связная речь

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в написании сочинений и изложений.

 

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо ему помочь.
Примерные задания для развития звукового анализа:
1.    придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
2.    отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3.    разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
4.    подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
5.    составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6.    добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7.    преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;
8.    составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира)
9.    от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
10.    Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

Примерные задания для развития языкового анализа:
1.    придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2.    придумать предложение с определенным количеством слов;
3.    увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4.    определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5.    поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

Развитие слогового анализа:
1.    повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
2.    определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3.    разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

Примерные задания для развития лексико-грамматического строя:
1.    развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
2.    классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3.    отгадывание загадок;
4.    придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
5.    объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

Примерные задания для развития словообразования:
1.    назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2.    Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
3.    назвать детенышей животных;
4.    назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

Примерные задания для развития навыков связной речи:
1.    пересказ небольших текстов;
2.    рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3.    составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
4.    составить рассказ по сюжетной картинке;
5.    составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Категория: Это важно знать | Добавил: Инесса (24.05.2017)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ