Вторник, 17.07.2018, 20:13 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. » Логопедическая игротека

ТАКАЯ НУЖНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 Предлагается комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики на логопедических занятиях, с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в который входят элементы массажа. Каучуковые мячи легко помещаются в ладошки у детей, не выскальзывают из рук.

«Разминка»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю

 

Здравствуй, мой любимый мяч! –

Скажет утром каждый пальчик

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image002.png

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image003.png

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image004.png

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image005.png

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю – браво.

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image006.png

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image007.png

Спираль.

http://doshvozrast.ru/images/razvrech70/image008.png

Не ползет и не бежит –

Над цветком она кружит.

За витком идет виток –

Вот и села на цветок.

Мяч передавай – слово называй

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем «Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого развития детей путем тренировки движения пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

В этих упражнениях можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Например:

«Пальчики здороваются» - кончики большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.

Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду. вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки. Которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech70.htm

 

Категория: Логопедическая игротека | Добавил: Инесса (22.11.2014)
Просмотров: 993 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]