Среда, 19.09.2018, 04:22
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » ДИАЛОГ КУЛЬТУР » Культуры финно-угорских народов

Селькупский костюм

 

Воспитатель Потапкина Лидия Петровна изготовила селькупский  костюм для мальчика.

     

Селькупы – финно-угорский народ, который живет в Ямало-Ненецком автономном округе.  Этот народ является родственным мордовскому народу на основе языковой принадлежности.

 

Традиционной зимней верхней одеждой северных селькупов является парка (порг) - распашная шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу (стан одежды состоит из одной целой шкуры со швами на плечах). В сильные морозы поверх парки мужчины надевают сокуй - глухую одежду из оленьих шкур, мехом наружу с пришитым капюшоном.

 

У южных селькупов в качестве верхней одежды были известны шубы из «сборного меха» - понджел-порг. Характерной особенностью этих шуб является наличие мехового подклада, собранного из камусов мелких пушных зверьков - лапок соболя, белки, колонка, рыси. Сборный мех сшивают вертикальными полосками. Цветовой подбор делается таким образом, чтобы цветовые оттенки переходили один в другой. Сверху шубу обшивают тканью - сукном или плюшем. Женские шубы обычно длинней мужских.

Украшения на одежде селькупов  минимальны. В конце XIX - начале XX века нашивками контрастной ткани окаймлялись обшлага, пройма рукавов, ворот, край правой полы, подол, подподольник. На подоле женской юбки или платья в нескольких сантиметрах от края пришивали две полосы красного цвета. Парка тазовских селькупов-оленеводов иногда украшалась широкой полосой ткани с орнаментом из зигзагообразно расположенных треугольников. Узоры располагались на голенище обуви и имели двоякую композицию: либо ярусногоризонтальное расположение непрерывных бордюров, либо розеточное строение крупномасштабной фигуры в виде стержня с развилками, уголков, ромбов, образованных треугольниками

Как основной вид промысловой одежды в XIX -начале XX века у южных и северных селькупов бытовала легкая короткая шуба (кырня) мехом наружу - из меха оленя или заячьих шкур. В середине XIX века томские самоеды заменили «свои меховые одежды из оленьей шкуры на русское платье. Русские называют его зипуном, самоеды - «kundsch kundje». Изготавливали зипун из шерстяной покупной ткани разного качества. Покрой был прямой, правая пола запахивалась на левую. Носили зипун и мужчины, и женщины. Мужчины подпоясывали зипун опояской. Суконный зипун наравне с меховой кырняжкой стал промысловой одеждой селькупов. Во второй половине XX века и кырняжку, и зипун вытеснила стеганая ватная телогрейка-фуфайка - куфайка.

Еще один вид верхней плечевой одежды из ткани, отмеченный только у южных селькупов в XIX - начале XX века, известен под названием кваймы. Он представлял собой легкий суконный халат -«верхницу» с боковыми швами, сходящимися полами, без застежек и завязок, длиной ниже колен. Халат носили и мужчины и женщины при передвижении по лесу. Обшлага и полы иногда обшивали контрастной тканью.

Основной вид обуви - кожаные чирки (чарки) и пимы. Чирки состоят из подошвы, головок и отдельно пришитых голенищ из ткани или замши. На русском языке эту обувь называют бокари. К головкам чирков пришивали голенища из кожи, лосиных камусов или из сукна высотой до колен, которые подвязывали под коленом ремешком. 

Категория: Культуры финно-угорских народов | Добавил: Админ (05.12.2013)
Просмотров: 1997 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Фиргат, автор костюма занимается исследованием по теме: "Ознакомление детей с культурой селькупского народа, родственного мордовскому народу на основе языковой принадлежности". Будет рада уточнениям по селькупскому костюму, пишите в комментариях или на e-mail: gudoschek@yandex.ru /

1  
Здравствуйте, у вас в статье "Селькупский костюм" очень много грубых неточностей!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]