Среда, 16.01.2019, 07:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Изобразительное искусство

"Кружевница" В. Тропинин
                                                               
"И знатоки и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой  кисейным платком,- и все  это изображено с такой правдой и простотой"- писал известный художник и писатель П. Свиньин.
Говоря  о том, что "Кружевница" принадлежит к ряду тропининских работ 1820-х годов, воспевающих свежесть молодости и красоту опоэтизированного труда, мы не совсем точны.
 
В годы своего украинского крепостного "заточения", которые сам Тропинин, впрочем, со свойственной ему незлобивостью воспринимал как своеобразную творческую командировку " в народ", он писал много местных парубков и девушек.Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра. Те редкие ранние картины, что дошли до нашего времени, показывают, что  в "Кружевнице" отрабатывается немало приемов, опробованных уже тогда. Хотя, конечно, в мастерстве  Тропинин начала 1820-х годов значительно прибавил - некоторая сглаженность изображения закрывает от поверхностного взгляда характерную для этой картины тончайшую нюансировку, а также ее кропотливую и  тщательную "выписанность".
Давайте рассмотрим картину..  Сентиментализм совершил переворот в искусстве, научив читателей, зрителей, слушателей любить человеческую душу.  Сентименталисты выражали тонкость душевных переживаний, настолько  произвольны они были в изображении внешности, заменяя реальное лицо человека неким идеальным образом. Хотя , надо сказать, образом очень симпатичным..
Правая рука  с  булавкой в ней будто замерла на мгновенье, когда девушка взглянула на вошедшего в комнату человека. Обратите внимание на коротко остриженные ногти кружевницы- это ее профессиональный "знак". Натюрморт, замечательно выполненный Тропининым, органично  дополнил картину, обозначив "инструментарий" кружевницы. Ящик для рукоделия, ножницы, булавки, коклюшки- все это уточняет " производственный" фон. Живописно изломанная ткань, мастерски написанная художником,  позволяет ему подчеркнуть эффектное освещение. Внизу мы видим фрагмент тонких кружев- того самого "продукта", ради  изготовления которого целая армия молодых девушек трудилась день и ночь. Серый фон ( часть платья, стена) буквально  " оживляет" - по контрасту- сиреневую ткань  косынки, накинутой на плечи кружевницы. На  этом фоне голубые и зеленые блики начинают "играть" и " переливаться" на рукавах платья. Цветовое решение. построенное на соотношении сближенных тонов, напоминает об академической выучке художника. Современному зрителю уже требуется пояснять  назначение предметов, которые девушка держит в левой руке и которые лежат на ткани. Это так называемые коклюшки. Цитируем незаменимого в таких случая Даля: "Коклюшка- точеная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев".
Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка») 
  
Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни.Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.
"Золотошвейка" (1826). Одна из самых знаменитых " трудовых девушек" Тропинина, родная сестра  почти  близнец, его "кружевницы".Обратите внимание на смягченные черты ее лица, округлые формы руки, застывший жест, кокетливое любопытство в глазах," производственный" натюрморт- и указанная "родственность" окажется несомненной...Портреты Тропинина узнаются с полувзгляда - по характерному развороту фигур, по чуть заметным улыбкам, застывшим на губах, по нейтральному фону, по, наконец, той душевной атмосфере, что разлита в них..
                       
Кувшинова Е.Б. ( по материалам журнала "Шедевры русской живописи")
Категория: Изобразительное искусство | Добавил: катю (20.10.2013)
Просмотров: 1677 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Админ  
Прекрасная статья о прекрасном художнике. Очень понравилась "Пряха". Ах, какие глаза! Как будто не обыкновенную шерстяную нить прядет, а золотую... К своему стыду никогда ее не видела.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]