Понедельник, 10.12.2018, 11:17 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Культура народа

Акша Келу - праздник белой березы у мордовского народа

Мордва - народ, живший среди лесов. Он издавна выработал уважительное отношение к природе, определенную экологическую культуру, основанную на приметах и поверьях, что позволяло обеспечить равновесие с природой. Существовали запреты убивать тех или иных животных, птиц, не дозволялось разорять птичьи гнезда, убивать голубей, лебедей, земляного зайца.  Во избежание несчастья в семье строго запрещалось убивать самок животных, нельзя было ловить рыбу  в период метания икры. Согласно обычаю, до Троицы не разрешалось изготавливать веники. Во время сбора грибов необходимо было сохранить саму грибницу. «Считается смертным грехом, подчеркивает В.Н. Майнов в работе «Остатки мордовской мифологии», погубить дерево,… несчастье мордвину, который оставит гнить дерево в лесу – он станет таким же сухим».

Почитание леса, воды, окружающей природы в целом проявилось и в мордовской мифологии. Очень  важным является в ней образ Келу (Березы), являющей собой центр мироздания. Келу соотнесено со всеми тремя мирами: подземным (миром умерших), верхним (миром мифологических покровителей) и земным (соединяющим миром).

По преданию это неизвестное ранее дерево  впервые выросло на могиле красивой, смелой девушки Киля, сражавшейся с ногайцами. В ее честь и назвали это дерево – Келу. Береза – любимое дерево богини плодородия и здоровья Анге Патяй.

Во время совершения «Келу озкс» (молян березе), мордва обращалась с просьбой дать столько урожая зерна, сколько листьев на дереве, просила наградить лошадей плодовитостью. Украшенная береза, которую называли «кизонь ши» (летний день) - центральный предмет праздника Троицы. Перед установкой на почетном месте ее  несколько раз окунали в реку, прося Ведь-аву «вымыть летний день», чтобы он стал белым и красивым. Затем березку проносили по всему селу. Зеленью и цветами в это время украшали дома, девушки ходили в венках из листьев и цветов. Этот праздник посвящен почитанию растительности и отмечается в течение недели. В конце троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал «Тундань ильхтема», который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Главным персонажем на карнавале выступает Весна - девушка с большим венком на голове. На празднике звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального творчества.

И сегодня в Зубово-Полянском районе на правом берегу реки Вад, возле села Вадовские Селищи проводится в день Святой Троицы праздник «Акша келу» («Белая берёза»). По давней традиции в этот день с раннего утра собираются женщины в праздничных национальных костюмах и поют песни на мордовском языке, восхваляя солнце, березу и начавшееся лето, к которому они взывают о хорошем урожае. 

Особый интерес у гостей праздника вызывает национальная борьба на поясах. Здесь силами меряются мордовские богатыри, юноши и даже девушки. По правилам на песчаную круглую площадку выходят 2 борца. Схватившись за пояса, они стремятся уложить друг друга на землю. Тот, кто первым коснётся земли, проиграл. Так 3 раза. Побеждает тот, кто выигрывает 2 схватки. В конце состязания выходит борец «на любока», который меряется силой с любым из претендентов на победу.

Истоки этих состязаний неизвестны. Но есть легенда, якобы кто-то из здешних жителей встретился в лесу с медведем. Потом он показал сыну, как боролся с ним, а сын — своим друзьям. С тех пор пошла традиция бороться. Раньше — по всем праздникам, впоследствии — только на празднике «Акша Келу».

К соревнованиям готовились за несколько дней до праздника: деревенские парни приходили тренироваться на берег реки. Редко кто получал травму, поскольку строго соблюдались правила боя. Издавна установлено, что самые сильные борцы были из села Промзино и Вадовские Селищи (расположены на противоположных берегах Вада). Борцы из окрестных сёл присоединялись то к одной, то к другой стороне (по пять-шесть человек).

Это праздник не только силы, но и землячества. В этот день сюда съезжаются все, кто родился и когда-то жил в этих живописных места. Земляки приезжают сюда на несколько дней, некоторые даже разбивают палаточные лагеря на местах своих домов". На праздник ежегодно приезжают по 10-15 тысяч человек. Гости съезжаются из регионов России и ближнего зарубежья.

Категория: Культура народа | Добавил: Админ (08.06.2014)
Просмотров: 4143 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]