Вторник, 12.12.2017, 22:41 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » КОНСУЛЬТАНТ » Поликультурное образование

«Арзяня»: программа обучения детей мокшанскому языку

Авторы программы «Арзяня»: Иванушкина В.М., Неясова Е.И., воспитатели детского сада №114 ОАО «РЖД».

Актуальность и перспективность программы. Ее значение для совершенствования образовательного процесса.

Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся биллингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998г. №19-3 «О государственных языках Республики Мордовия»).  

Первичное овладение языком должно происходить в семье, когда родители используют его для повседневной коммуникации. Но мордовские языки теряют сегодня свою коммуникативную направленность, все больше людей предпочитают общаться не на родном, а на русском языке. Дети дошкольного возраста из мордовских семей зачастую даже не понимают родного языка. Причина в том, что утрачена естественность обучения. 

В настоящее время существует социальный заказ многонационального общества, определяющий стратегическую цель языкового образования. Традиционный школьный метод обучения языку, когда он является  предметом изучения, а не средством общения, не отвечает потребностям времени. В дошкольных учреждениях республики практикуется обучение мордовским языкам (эрзя и мокша) в плане кружковой работы, но при таком обучении довольно сложно язык сделать  средством общения. 

Предлагаемая программа «Арзяня» («Сундучок») предназначена для организации работы по обучению детей от 4 до 7 лет одному из мордовских языков (мокшанскому) в условиях русскоязычного дошкольного учреждения. 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современной эффективной обогащающей формой языкового образования во всем мире признано языковое «погружение»: в течение определенного периода все обучение ведется только на целевом языке. Полное «погружение» предполагает обучение устной иноязычной речи в условиях полной языковой изоляции  (создание одноязычной языковой окружающей среды, носящей обучающий, развивающий, культурный и интерактивный характер). Метод языкового погружения предусматривает обучение детей на чужом для них, целевом языке. Но ситуация, сложившаяся в нашем регионе, такова, что дети из мордовских семей не говорят на родном языке, но хорошо владеют русским языком. 

Обучение языку по программе «Арзяня» организовано по методу частичного «погружения», который основан на билингвальном подходе: образовательный процесс осуществляется  на двух языках (русском и мокшанском). Особенность работы с детьми по данному методу заключается в максимально содержательном, посильно сложном, вариативно построенном общении, ориентированном на конкретные потребности, имеющем под собой метаязыковую коммуникацию. Наряду с обогащением словаря, формированием грамматических и лексических языковых навыков, такая работа имеет большой потенциал для раскрытия национального образа мира,  основанного на сопоставлении языков, национальных картин мира и духовных ценностей русского и мордовского языков и культур. Детское подсознание необычайно восприимчиво, и даже если не видно ярко выраженного результата сразу, то через год, два вполне можно столкнуться с необычайно развитыми лингвистическими способностями ребенка. Самое главное – разделять языки по времени, месту, носителю, образовательной области, задаче; новое содержание вводится на одном языке, концептуализация содержания или повторение - на другом. 

В качестве основной цели программы «Арзяня» выступает личностное развитие ребенка средствами языка: формирование билингвальной бикультурной личности, которая заинтересована в сохранении и развитии этно-исторических ценностей мордовского народа, что будет способствовать интеграции в современное многоязычное общество и реализации национального потенциала, активизации гражданской позиции, послужит основой для успешной социализации ребенка в современном мире. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать мокшанский язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления его интегративных связей с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста. Это не означает уменьшения значения практических целей и снижения требований к уровню владения речевым общением на мокшанском языке.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Теоретическая база опыта. 

Процесс обучения мокшанскому языку должен опираться на понимание природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма в частности, сущности и отличительных черт явлений языка и речи. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. В современной психологической науке язык понимается как система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка, и вместе с тем под действием ряда факторов оно изменяет и совершенствует язык. Основные структурные единицы языка - слова и предложения, речевого общения - высказывания как единицы смысла. Речь и язык составляют диалектическое единство. 

Речь нужно рассматривать не отвлеченно, а в связи с общей деятельностью человека, направленной на активное взаимодействие с окружающей действительностью. По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности. Особенность речевой деятельности, отличающая ее от других видов деятельности человека, заключается и в особом характере ее орудий, в качестве которых выступают знаки языка. С помощью языка осуществляется взаимодействие людей в процессе познания мира, в процессе совместной трудовой и другой общественно-полезной деятельности. Не случайно речевая деятельность определяется А. А. Леонтьевым как «процесс использования языка для общения» и является основным средством коммуникации. Речь тесно связана с мышлением. Л. С. Выготский писал: «…всякое слово и обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный акт мысли». Процесс освоения родной речи, по мнению Л.П. Федоренко, - это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.

Важнейшее условие обучения языку в дошкольном возрасте - ориентация на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. В качестве необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие языковой способности ребенка в детском саду, ученые выделяют следующие условия:

  • речевое общение детей с окружающими (взрослыми и сверстниками);
  • формирование мотивации речевой активности детей;
  • организация предметной и познавательной деятельности;
  • связь языковой деятельности с другими видами деятельности;
  • создание «зоны совместных переживаний» детей и взрослых;
  • создание предметно-развивающей среды.

Усвоение нового языка будет происходить более успешно при использовании методов, приемов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению устойчивого интереса.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В программе «Арзяня» опора сделана на принцип развивающего обучения, способствующий  развитию личности ребенка вообще и билингвальной личности в частности, и на функционально-семантический принцип, предполагающий усвоение языковых средств на уровне развития чувства языка. Реализация данного принципа в обучении языку состоит, во-первых, в том, что каждая единица языка и речи усваивается детьми в речевом общении; во-вторых, сам процесс познания языка представляет собой для дошкольника деятельность, содержанием и структурой которой являются  речеведческие и языковые компоненты. 

Основная задача  обучения состоит в приобретении практических навыков мокшанской речи, навыков речевого общения, речевой деятельности на мокшанском языке. Важным условием обучения мокшанскому языку в дошкольном возрасте является обеспечение абсолютной понятности для ребенка того, что происходит и говорится педагогом и другими детьми. Дети не должны быть оторваны в обучении от реальной действительности. Зная основы русского языка, дети учатся понимать на мокшанском языке то, что необходимо для выполнения действий, которые им ежедневно приходится выполнять:  умываться, одеваться, есть, рисовать, лепить, играть в разные игры. Русский язык - связующее лингвистическое звено в коммуникации и деятельности. С его помощью дети осознают значение новых мокшанских слов и речевых образцов. При этом приходится обходиться без таких терминов, как время, лицо, число, падеж,  которые детям недоступны в следствии возраста, опираться необходимо на эмпирические представления ребенка о системе русского языка, формируя через них аналогичные представления в мокшанском языке. 

Реализация программы основывается на комплексно-тематическом построении образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе. Тематика для устной речи должна быть близка жизненному опыту детей. Для усвоения материала предлагается по 15 тем в каждой возрастной группе. Дважды в теме планируется непосредственно образовательная деятельность. В методических рекомендациях дается примерное распределение программного материала на 3 учебных квартала. В каждой последующей группе расширяется и углубляется языковой материал по сравнению с предыдущей группой. Расширяется и усложняется словарь, даются для усвоения более трудные грамматические конструкции, кроме диалогической развиваются навыки монологической речи. Лексико-грамматический материал группируется по темам, отражающим жизнь маленького ребенка, круг его интересов, базу для овладения коммуникацией.  

Главный символ Программы - волшебный сундучок Арзяня, который помогает детям в изучении мокшанского языка. Из него дети получают игры, сюрпризы, задания. Свойственное малышам любопытство, желание узнать, что же интересное находится в этом сундучке, и радость при получении обеспечивают активную заинтересованность в образовательной деятельности, способствуют успешному выполнению заданий.

Анализ результативности.

Программа «Арзяня» получила положительную рецензию ученых МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Редакцию программы осуществили специалисты Поволжского центра культур финно-угорских народов.

Программа «Арзяня» издана тиражом 100 экземпляров.

Педагоги дошкольных учреждений получили программу для обучения детей мокшанскому языку в условиях работы на группе или в рамках дополнительного образования. 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При использовании в работе двуязычных групп трудностей быть не должно. Программу сопровождают методические рекомендации, в которых даны рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды, планировании, предложен мониторинг.

Незначительные трудности могут возникнуть при вписывании ее в образовательную программу дошкольного образовательного учреждения (часть, формируемую участниками образовательных отношений), так как программа «Арзяня» разработана согласно федеральным государственным требованиям (ФГТ). Необходимо переструктурировать ее  согласно ФГОС, изменить мониторинг, переформулировать задачи согласно современным требованиям.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данная программа предназначена воспитателям детских садов, специалистам по дошкольному образованию, студентам педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами сохранения национальных языков.

Обучаться мокшанскому языку в дошкольном возрасте можно вне национальной принадлежности, было бы желание ребенка и его родителей. Метод интегрированного частичного «погружения» эффективен при правильной организации обучения и активной поддержке семьи, и он годится для всех, так как не ослабляется первый язык. Социальная мотивация, интересная игровая атмосфера, созданная при обучении языку, оставляет тот след в душе ребенка, который превращается в почву для восприятия людей мордовской культуры. В положительной обстановке воспитываются дружеские чувства к другим национальностям и культурам. С раннего возраста привыкнув считаться с тем, что существуют разные языки и традиции, ребенок, став взрослым, легче найдет свое место в мультикультурном мире. 

Наглядное приложение конспект занятия по обучению мокшанскому языку

Презентация программы «Арзяня».

Категория: Поликультурное образование | Добавил: Админ (13.02.2014)
Просмотров: 1459 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ