Четверг, 15.11.2018, 03:17 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог педагога-психолога Зеленовой Е.В. » Аттестация

Представление иновационного педагогического опыта

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей  подготовительной группы через игру «ТВ в детском саду»».

Автор: Зеленова Екатерина Валерьевна, педагог-психолог детского сада №114, г. Рузаевка.

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность проекта определяется задачами инновационного развития системы образования, требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации образовательной программы, ролью семьи в воспитании детей (в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на воспитание детей) и назначением родителей в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации, что призвано реализовать задачи государственного стандарта по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Таким образом, основные акценты проекта состоят в организации условий развития ребенка в процессе совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Целевая группа это дети 6-7лет.

В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям. Они могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Их социально - нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо, что плохо. К концу дошкольного возраста происходит существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки  и разнообразны по содержанию, с другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях.

К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументированно обосновывать ее преимущества.

В играх 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события – рождения ребенка, свадьбу, праздник  и т.д.

 К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

Безусловно значение велико! Так как дети приобретают стали увереннее в себе, активнее, смелее. Они   уверенно вступают и поддерживают беседу как со взрослыми, так и со сверстниками.

 Готовы к вежливому, свободному  взаимодействию. Заметный  скачок в развитии познавательной сферы. Обогащение речи детей, использование в общение детьми  жестов, мимики, пантомимики.  Увеличение активного и пассивного словаря. Дети могут четко и ясно выражать свои мысли и  желания.

У педагогов вырос  творческий потенциал и это важно для дальнейшей работы с детьми!

Умение работать в творческом режиме важно! Произошло повышение педагогического  авторитета в глазах родителей.

Условия формирования ведущей идеи опыта ,условия возникновения, становления опыта.

Данный опыт  был осуществлен в специально созданных условиях. Было подготовлено следующие оборудование и инструментарий. Оборудование и инструментарий: видеокамера, штатив, микрофоны, компьютер, фотоаппарат.

Основные требования к помещению. Основным требованием является хорошая освещенность помещения, где будет проходить сьемка. Оборудование должно быть исправным, в хорошем техническом состоянии.

Опыт формировался и апробировался на базе детского сада. Наблюдения за детьми  показали, что детям необходимо для раскрытия внутреннего потенциала, для развития коммуникативных способностей, что то особенное, новое, что ещё не было в их практике.

Проведённая диагностика показала необходимость введения методов и приемов для развития коммуникативных способностей.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию 1) создание условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развития коммуникативных способностей,

2)создание условий для приобретения опыта: рассуждения о социальных ситуациях, социальном поведении, взаимоотношениях людей; инициирования обращений к взрослому и сверстнику с предложениями деятельности, вежливого вступления в общение.

3)создание условий для развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

4) создание условий для развития уверенности в себе, в своих силах, стремление к активной жизненной позиции

5) раскрытие творческого потенциала детей и взрослых.

Теоретическая база опыта.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В данном документе определены образовательные области: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Данный опыт был разработан мной  педагогом - психологом самостоятельно. При разработке данного опыта я опиралась на опыт Л.С. Выготского, так как Лев Семенович большое внимание уделял роли игры в психическом развитии ребенка. «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» -стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Игра и роль ее в психическом развитии ребенка.

 Изучив данную лекцию и другие труды Л.С. Выготского посвященные изучению игры, возникла идея создать проект по игре в детском саду, но именно такой игре, которой ещё не было не в стенах детского сада, не в других садах нашего города.

В век информационных технологий, возникают и новые подходы в работе педагога. Считаю необходимым  развиваться и как личности и как профессионалу современным педагогам, что бы быть интересным как детям, так и их родителям. В данном опыте  возникло  хорошее поле деятельности для самореализации, как детей, так и взрослых.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание,методы и приемы воспитания и обучения.

 В данной игре ребенок может попробовать себя в роли корреспондента или диктора, оператора или режиссера. Шла  совместная подготовка к сюжетам, роликам, совместное изготовление их, демонстрация видео сюжетов и обсуждение их. В рамках данной игры созданны совместные  телевизионные   программы специалистов местного телевидения и творческой группы детского сада.

Темы сюжетов видеороликов и передач обсуждалась совместно по плану,  по желанию родителей и детей.

 Практическая реализация данного опыта.

1 этап- подготовительный.

Данный этап включает в себя следующее:

Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков детей подготовительной группы.

Подборка программно – методического обеспечения для реализации опыта.

Создание творческой группы для реализации данного опыта в составе педагога - психолога, логопеда, воспитателей, родителей, музыкального руководителя детского сада.

2 этап – практический.  

Данный этап включает в себя:

определение содержания работы как базового компонента

непосредственная реализация плана работы (создание детьми и творческой группой проекта мини сюжетов, мини роликов о жизни детского сада и не только), создание телевизионной программы с привлечением специалистов местного телевидения.

3 этап – итоговый

Данный этап включает в себя:

Анализ достижения поставленной цели и задач, анализ полученных результатов.

Определение дальнейших направлений в реализации рассматриваемых в оыте  целей и задач.

Распространение опыта работы.

Данный опыт  для повышения эффективности деятельности   предоставляется в совокупности с другими методиками, такими как сказкотерапия, песочная терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, телесно –ориентированные подходы, элементы релаксации.

Анализ результативности

Данный опыт имеет  положительные отзывы детей, родителей и коллег. Например, мнение мамы Александры Б. из подготовительной группы: « С появлением этой игры ТВ в детском саду Саша преобразилась. Если раньше она была достаточно стеснительным ребёнком, то, взяв микрофон в руки, смело берет интервью у членов семьи, и говорит, что хочет быть лучшим корреспондентом в своей группе.»

По мнению папы Кирилла З., в лексике сына появилось много новых для него слов- репортер, журналист, сюжет, студия, и другие слова.

Особо радует тот факт, что сами дети прониклись игрой, данная игра их захватила. Дети с удовольствием ждали  очередных совместных, творческих встреч и трансляции очередных созданных ими сюжетов. Особо занимательным выглядит обсуждение сюжетов, где дети дают свои рецензии, предложения, высказывают пожелания.

Творческая группа педагогов вместе с детьми освоили игру, научились новому, от чего получает удовлетворение и возможность самореализации.

Кира Х. попробовала себя в роли юного диктора. Для этого была проделана интересная подготовительная работа. Кира с мамой и воспитателями подбирала себе образ для записи в  студии. Продумывала все детали стиля. Занималась тренировкой дикции не только в детском саду, но и с большим удовольствием проделывала упражнения и дома. После того как был подготовлен другими участниками проекта текст студии, Кира приступила к  его записи. На записи присутствовали и сами родители. Пилотный проект студии удался. Все получали массу удовольствия.

В ДОУ созданы условия для приобретения опыта: рассуждения о социальных ситуациях, социальном поведении, взаимоотношениях людей; инициирования обращений к взрослому и сверстнику с предложениями деятельности, вежливого вступления в общение.

Созданы условий для развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Созданы условия для раскрытия творческого потенциала детей и взрослых.

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности само по себе новым уже не является, их использует практически  каждый  педагог,  если не  постоянно,  то  эпизодически.  Однако, несмотря  на повсеместное  использование  ИКТ в  образовательном  процессе, освоение их зачастую происходит стихийно и бессистемно. В результате, уровень владения ИКТ у большинства педагогов недостаточный и фрагментарный. Не все знают специальные программы, что именно необходимо знать и с чего начать, не все знают структуры телевидения в ДОУ. И это может быть сложностью в осуществлении данного опыта. Дорогостоящее оборудование не каждый детский сад может себе позволить, поэтому здесь зависит от желания и фантазии педагогов, что бы осуществить данный опыт.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт могут использовать педагоги- психологи, воспитатели, логопеды, музыкальные руководители.

По данной теме можно познакомиться с видеосюжетом, по адресу:   https://www.youtube.com/watch?v=c2l3MRhahes&t=55s

 

Конспект занятия

«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ» через игру ТВ в детском саду.

Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Материалы: дидактическое оснащение и оборудование: модель «Ромашка», микрофон, фотоаппарат, диктофон, газета.

Ход занятия:

Этап1. Организационный.

Приветствие

Психолог: Добрый день ребята, сегодня к нам в гости должен прийти журналист из газеты «Дошколёнок» и взять у нас интервью, а вы будьте вежливыми и внимательными и постарайтесь ответить на все его вопросы.

В группу заходит ребенок, с атрибутами журналиста (фотоаппаратом и микрофоном).

Этап 2. Мотивационный.

Журналист: здравствуйте, ребята! Я хотел вам задать несколько вопросов для нашей газеты. А тему нашего интервью отгадайте сами.

Журналист вместе с воспитателем вносит заранее приготовленную ромашку с семью лепестками, на каждом лепестке изображен член семьи (картинки можно вырезать из газет и журналов): мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

Психолог: Ребята, посмотрите, какую необычную ромашку нам сегодня принес журналист. На каждом лепестке этой ромашки изображен какой-то член семьи.

Создание модели семьи.

Этап 3. Практический

Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают у ромашки по лепестку.

Психолог: Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?

Психолог: Правильно, семь.

Воспитатель выставляет карточку со словом «Семь»

Психолог: А теперь, ребята, представьте себя тем членом семьи, который изображен на вашем лепестке и назовите себя (я – мама, я – папа, я – дочка и т.д.)

Воспитатель выставляет рядом с карточкой со словом «семь» слово «я»

Журналист:

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)

Психолог: Вот мы с вами и отгадали, о чем хочет поговорить с нами журналист. Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди или по-другому – родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого-то побольше, у кого-то поменьше.

Журналист предлагает детям (3-5 человек) рассказать о составе своей семьи, о том, с кем живут более старшие члены семьи (бабушки и дедушки). Журналист во время ответов подходит к детям с микрофоном и фотографирует, воспитатель записывает ответы детей на диктофон.

Психолог: А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется большим уважением?

Психолог: Большим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям:

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.

Психолог: ребята, а давайте прочитаем интересную историю, которая была напечатана в газете нашего журналиста.

Воспитатель разворачивает заранее приготовленную газету с надписью «Дошколёнок»

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать ему за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме всё портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь?» А мальчик и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Вопросы к детям (вопросы задают воспитатель вместе с журналистом, журналист подходит к отвечающим детям с микрофоном):

Почему дедушка всё ронял на пол, разбивал тарелки, может быть, он делал это нарочно? (дедушка был очень старенький, руки у него были слабые, он плохо видел)

Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать? (сыну и его жене было неприятно, что бьётся посуда, падает на пол еда, приходилось убирать за дедом)

Как вы думаете, можно ли обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать наравне со всеми? (нельзя, ведь когда-нибудь и сын и его жена тоже состарятся, и тоже не смогут делать всё аккуратно)

Как родители мальчика поняли свою ошибку, что они обижали дедушку? (их сын взял с них пример, как надо относиться к пожилым людям, он думал, что именно так надо ухаживать за родителями, когда они состарятся)

Как ваши родители относятся к вашим бабушкам и дедушкам, как ухаживают за ними? (они помогают убирать квартиру, покупают им лекарства, продукты, поздравляют с праздниками, приглашают в гости)

Вы любите своих папу и маму, бабушку и дедушку? Как вы проявляете свою любовь к ним? (помогаю маме – убираю свою постель, мою чашки и ложки, кормлю домашних животных; нахожу очки для бабушки, когда она их потеряет, приношу дедушке газету)

Будете ли вы ухаживать за своими родителями, когда они будут старенькими? (я буду заботиться о них, так же как они заботятся о бабушке и дедушке).

Психолог: давайте теперь немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья», смотрим на проекторе и повторяем движения.

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А этот - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Психолог: Понимаете, ребята, как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться своих родителей, а также заботиться о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.

Психолог: А спрашиваете ли вы разрешения у родителей, прежде чем начать какое-либо дело? А почему вы спрашиваете разрешения? (Потому что, родители знают, как сделать это дело, они много умеют, чтобы не ошибиться.)

Психолог (обращается к журналисту): уважаемый журналист, Вы не против подвести итоги нашего интервью?

О чем сегодня было наше интервью?

Что нового узнали?

О чем была прочитанная в газете история?

Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель также предлагает заслушать записанные на диктофон ответы детей.

Психолог (обращается к журналисту): уважаемый журналист, чтобы Ваша статья получилась ещё интереснее, мы с ребятами подготовим для Вас рисунки и семейные фотографии.

Журналист: спасибо, вам ребята! Пойду готовить свою статью в газету. До свидания!

Психолог : До свидания! А мы с вами, ребята, будем ждать выхода газеты.

Подвидение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Ребята понравилось наше занятие? Что больше всего Вам запомнилось? 

Ну а сейчас давайте возьмемся за руки, и передадим друг другу добрые слова. И обязательно эти добрые слова повторим дома, скажем своим родным! 

Спасибо ребята за работу, вы молодцы! До новых встреч!

Последующая работа: выпуск газеты «Как я помогаю своей семье» с семейными фотографиями, рисунками и рассказами детей о своей семье.

Категория: Аттестация | Добавил: Lych (01.09.2018)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]