Понедельник, 16.07.2018, 03:47 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Блог педагога-психолога Зеленовой Е.В. » Информация для педагогов

Диагностика и развитие интеллектуальной одаренности дошкольников

Педагог-психолог негосударственного дошкольного образовательного  учреждения  «Детский сад №114 ОАО «РЖД» Холодова Ольга Анатольевна

 Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И.И. Мечникова, Н.Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.

Сегодня в обществе отмечается  новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими  способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась  явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

 Сейчас  с уверенностью можно  сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Е.С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает  это уникальное  явление  со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития.  Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель  почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист.  Раскрывая    природный потенциал каждого воспитанника,  легко можно ошибиться как  в оценке  одаренности (недооценить или переоценить), так  и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опере­жающим развитием необходимо активное участие специали­стов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологи­ческое сопровождение, созданное на базе нашего дошкольного учреждения,  позволяет учитывать возрастные и инди­видуальные особенности ребенка  и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности

Уже с  момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно   метод  наблюдения  лег в основу задач нашего педагогического коллектива по  выявлению способностей детей  раннего возраста.  Чтобы судить об  одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить  среди группы детей одаренных?   

Малыши с опережающим  развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща  ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны  к творчеству, умеют  классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении   значительно превосходят  сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность,  развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с  самого раннего детства мы  уделяем большое  количество времени играм с детьми. Особое внимание уделяем подбору  игры на  развитие  сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя  правила. Ведь если детям  будет интересно, они не устанут. 

 Надо отметить, что  дети младшего дошкольного возраста, конечно,  раз­личаются по уровню умственного развития, однако его прояв­ления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо  заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не оконча­тельный вывод.

Сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей   проводится воспитателями с детьми  пятого года жизни. Для этого нами используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей следующих  признаков: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора,  повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Для более точного определения одаренности,  также исходя из наблюдений, воспитателям заполняются  следующие  опросники:

  • Опросник «Характеристики способностей к обучению»  (для дошкольников).
  • Опросник  «Мотивационно-личностные характеристики» (для дошкольников).

Чтобы составить полную картину  о  развитии  способностей ребенка,  в свою работу  включаем   анкетирование родителей. В этом нам  помогают :

  • «Методика диагностики детской одаренности для родителей»,   разработанная американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет. Состоит из трех относительно самостоятельных частей: «Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера» и «Познавательный язык».
  • Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа. Эта методика позволяет сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Она адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5до 10 лет.Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника», включающая  7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям. Автор  В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.  Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Для  обеспечения   психологической  подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка,  мы  готовим  консультативные материалы  об одаренных детях и их воспитании через      беседы и семинары,  деловые игры и тренинговые занятия, а также регулярно представляем психологические материалы в печати, на страничках интернета. Поднимаем такие важные темы, как «Особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие»,  «Роль понимания взрослыми одарённости»,  «Ступени становления детской одарённости» и др.

По оценке специалистов,  одаренными называют детей, которые, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.  Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить.

Хочется подробно остановиться на  развитии умственной активности, являющейся  существеннейшим  условием  роста интеллекта у детей.

Интеллектуальное  развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в  начале  XXI века - века информационных технологий, т.к.  учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного  определения уровня развития  интеллекта у детей используем следующие методики:

  • «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка»       Н.И. Гуткиной.
  • Шкала интеллекта Станфорд-Бине, которая является индивидуальным тестом, направленным на измерение умственных спо­собностей как у детей, начиная с 2-летнего возраста, так и у взрослых. Многие задания для младшего возраста требуют точных двига­тельных реакций. Этот тест позволяет определить ум­ственный возраст испытуемого  и IQ.
  • Индивидуальный тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский  вариант) включающий  следующие задания:
  • Субтест общей осведомленности - исследует запас относительно простых сведений и знаний.
  • Субтест общей понятливости - оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предположительных действиях в описанной ситуации.
  • Арифметический субтест - оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.
  • Субтест установления сходства - оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.
  • Словарный субтест - направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов).
  • Субтест повторения цифровых рядов - направлен на исследование оперативной памяти и внимания.
  • Методика  В.С.Юркевича  «Дерево желаний»,   целью  которой является  изучение познавательной активности детей (используются  картинки и словесные ситуации).
  •  Прогрессивные матрицы Равенна.  Эта методика предназначается для  проверки уровня развития наглядно - образное мышления у детей , начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц.
  • Рисуночный тест на интеллект (French). Тест предназначен для измерения общих умственных способностей детей от 3х до 8 лет. Он состоит из заданий 6 типов: определение объема словарного запаса, понимание, установление сходства, знание величин и чисел, память. Полученные результаты преобразуются в показатель умственного возраста.

Исходя из результатов диагностики, выяснилось, что среди детей старшего дошкольного возраста нашего дошкольного учреждения  явными одаренными способностями  обладают  4 детей. Для эффективного развития способностей юных интеллектуалов в начале 2010-2011 учебного года мы  разработали для них   специальные занятия, взяв за основу   программу «Одарённый ребёнок», разработанную коллективом      сотрудников      под руководством Л.А. Венгера и  современные разработки педагогов-психологов.

Для работы с одаренными детьми в детском саду организованы  самые   благоприятные  условия, такие как:

  • создание атмосферы доброжелательности,  заботливости  и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие богатой предметно-пространственной среды  для свободного творческого самовыражения ребенка в процессе образовательной и поисковой деятельности;         
  • наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов  и   воспитателей.

Каждое  занятие с одаренными детьми отличается разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также  соответствующим  интересам и потребностям ребенка.  Наши дети  учатся самостоятельно  мыслить, т.е. выделять существенные признаки,   сравнивать предметы и выявлять  сходства и различия в них,  синтезировать  различные признаки в целое представление о предмете. Выполняют сложные  мыслительные операции такие, как систематизация, ограничение, отрицание, умозаключение и т.п.  Для того чтобы обеспечить поступательный уровень развития ребенка,  при подборке заданий стараемся учитывать  оптимальный и плавный переход  с одного уровня на другой.

Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, на своих занятиях используем развивающие игры и упражнения,  разнообразный дидактический  материал, таблицы, схемы, книги.  Предлагаем детям задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд»,  «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай  ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. Особое внимание обращаем  на тот факт, что важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор.

Для развития способностей мыслить системно и стратегически считаем обязательным включать в работу такие пособия, как кубики  Кооса,  развивающие игры  Б.П. Никитина, В.Воскобовича,  логические блоки Дьенеша.  

Стимулируя  познавательную  активность дошкольников,  помимо вышеперечисленных средств,  на своих занятиях мы внедряем и   инновационные  методы. Один из которых  – использование  в  работе  с  детьми персонального  компьютера.

Психологом создан  и внедрен в работу план-программа  развития  психических процессов детей с использованием  компьютера,   отвечающий   всем современным требованиям.

Общение  с  ЭВМ  вызывает  у  детей  живой  интерес,  сначала  как   игровая  деятельность, а  затем  и  как  учебная.  Этот  интерес  и  лежит  в  основе формирования  таких   важных   структур,   как   познавательная   мотивация, произвольные  память  и  внимание,   развиваются  важные  мыслительные операции,  воспитываются усидчивость и интерес к учебной деятельности, развивается мелкая  моторика.

Существует типичное мнение окружающих о том, что ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта,  уготовано более счастливое детство, чем у других,  что он будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. На самом  деле у детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей. О них  необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.

Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие  дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов.  В результате чего их  поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты.

У ребенка с ранним умственным развитием  возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям.

 Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него  усидчивость, терпение, ненавязчивость,  приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, иначе это  может вылиться в проблему.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

Взаимодействие  с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями,  а также твердой веры в своих воспитанников.

Работу с одаренными детьми мы считаем одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе своего детского сада делаем все возможное для решения этой актуальной проблемы: проводим интеллектуальные игры, устраиваем конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организуем встречи с интересными людьми  города и района. Воспитателями  подготовительной группы создан и ведется шахматный кружок «Белая ладья». Наши дети  посещают спортивные секции, музыкальную и художественную школы,  театральные кружки. Для того, чтобы талантливые  дети     достигли  больших высот в своем развитии,  рекомендуем им обучение в специализированных школах с  углубленным  изучением отдельных предметов, где они будут     иметь уникальную  возможность общения с равными по интеллекту детьми.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт,  что одаренность - всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения,  каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться  в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая  новое в различных сферах жизни. 

Категория: Информация для педагогов | Добавил: Админ (25.06.2012)
Просмотров: 6529 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]