Среда, 17.10.2018, 10:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » ИННОВАЦИИ » Инновационный опыт

Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства

Педагогический опыт музыкального руководителя Улановой Виктории Викторовны по теме: «Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства»

I. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.

Его актуальность определяется тем, что огромный образовательный ресурс, заложенный в раннем и дошкольном детстве, на сегодня задействован в незначительной степени.

Современная система образования ставит задачу формирования креативной личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в детском саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех. В связи с этим значимость дошкольного образования, традиционно ориентированного, прежде всего, на решение воспитательных задач, всё более возрастает. Важнейшая  функция  детского  сада – введение  ребенка  в  мир  природных  и  человеческих  связей  и  отношений,  передача  ему  лучших  образцов,  способов  и  норм  поведения  во  всех  сферах  жизнедеятельности.Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности. Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах. Современная модель образования предполагает внедрение эффективных программ и технологий развития креативности, способностей детей.На данном этапе педагогам необходима программа для работы с дошкольниками по оптимизации их эмоционально-личностного потенциала средствами музыкального искусства.Актуальность исследования связана с необходимостью создания в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих повышение творческого потенциала музыкально одаренных воспитанников.Проблема развития творческой одаренности на этапе дошкольного возраста недостаточно изучена. Необходимо выявить специфику развития дошкольников с высоким творческим потенциалом.

II. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Современное российское образование целенаправленно ориентировано на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Существенной проблемой российского образования является отсутствие системы целенаправленной работы с одарёнными детьми. Требуется формирование механизмов выявления, развития и поддержки одарённых детей в рамках реализации задач инновационной деятельности.

Процесс оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства может оказать большую помощь в полноценном развитии личности ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов и методов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, обогащается чувственная сфера, формируется эвристическое мышление. Комплекс мер по развитию эмоционально-личностной сферы очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Они помогают раскрыть и реализовать их творческий потенциал.

Высокий творческий потенциал, составляющий основу детской одаренности, проявляется уже в дошкольном возрасте. Принятие дошкольного возраста как одного из важных периодов в формировании личности ребенка, раскрытие детских способностей и дарований обусловливает необходимость проведения специальных исследований особенностей социального, эмоционально-личностного и творческого развития детей дошкольного возраста. Это даст возможность заложить основу нравственного развития ребенка, ключевых качеств его личности.

Цель работы: оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства, позволяющая достигнуть повышения творческого потенциала воспитанников, что будет способствовать их конкурентоспособности и духовно-культурному возрождению страны.

Реализация поставленной цели требовала постановки и решения следующих задач:

  • провести теоретический анализ, выявить основные тенденции  массовой практики, а также передового педагогического опыта по оптимизации (приведению системы в наилучшее состояние) эмоционально-личностной сферы дошкольника;
  • изучить особенности формирования эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте, а так же её роли в общем психическом развитии дошкольника;
  • исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
  • выделить круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для музыкального руководителя по реализации содержания музыкального образования в свете современных требований;
  • подобрать, разработать методы оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников, способствующих выявлению и реализации творческого потенциала музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • создать инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников;
  • сформировать предметно-развивающую среду для пробуждения творческой активности детей и развития их личностных новообразований;
  • организовать педагогическое сопровождение музыкально-одарённых дошкольников, способствующее полноценному развитию личности, а также реализации их творческого потенциала.

III. Теоретическая база опыта.

Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Ю.Б. Алиева, А.Н. Зиминой, К.Орфа, Э.-Жака Далькроза, Ш. Судзуки. В их работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества.

Работы следующих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними:

Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

Битус А.Ф., Битус С.В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007.

Картушина М.Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: 2010

Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры.'' - СПб, 1999 г.

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.

IV. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Проблема ценностей, влияющих на формирование подрастающей молодежи, от которой зависит развитие общества, стала значимой. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой, реализовать свой потенциал в этом мире.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе к музыке. В силу того, что музыкальное искусство издавна служило важнейшим фактором становления личности, его необходимо рассматривать в качестве одного из основополагающих элементов учебного процесса. Уроки музыки, как уроки нравственности, ориентированы не на сумму знаний, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтверждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального образования будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого.

Музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию. Параметры уровня сформированности личностных качеств и музыкальных способностей воспитанников на данный момент оцениваются в рамках проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программына основе методики Н.О. Березиной, И.А. Бурлаковой «Программно-методический комплекс «Успех: Мониторинг достижения детьми планируемых результатов». Для оценки музыкальных способностей используется методика, разработанная мной в рамках опытно-экспериментальной работы и описанная в книге: Костюнина, Т.Д. Педагогическая модель художественно-эстетического образования в детском саду: методические рекомендации по итогам опытно-экспериментальной работы / Т.Д. Костюнина, Т.А. Вавилова [и др.] / под ред. Т.Д. Костюниной – Саранск: Референт, 2010. – 93с.

В рамках данного педагогического опыта создаётся новый инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников (экспресс-анкетирование, тестовые задания, экспертная оценка, дидактические игры). Утверждая динамичность музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Необходимы постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития, тестовых заданий. Результаты этих действий позволяют судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

На основе мониторинга и внедрения в практику работы методик, обеспечивающих наиболее эффективное музыкальное развитие ребенка, я выстроила свою систему развития музыкальности. Прежде всего, стараюсь организовать работу так, чтобы дети могли максимально реализовать свои способности, могли найти способ активного самовыражения. Ведь очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить их фантазию. Ребенок должен знать и понимать, что музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, двигайся под музыку как захочешь. В этой связи вполне уместны педагогические принципы:

  • Принцип комфортности. Дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии, а не принуждать детей к действиям (пению, игре).
  • Целостный подход в решении педагогических задач.
  • Принцип последовательности – предусматривает постепенное усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
  • Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.
  • Принцип партнерства и сотрудничества. Важно всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Таким образом, дети и музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу, вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.
  • Принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Вместе с тем, используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих способностей детей, тем самым развивая их эмоционально-личностный потенциал:

  • Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое  звучащими жестами, шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ;
  • мимическое и пантомимическое обыгрывание  текста в различном тембровом и фактурном оформлении;
  • использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха, творческого использования любого музыкального инструмента;
  • импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике, интонации под звучащую музыку.

Проанализировав    методики и, исходя из режима работы нашего детского сада, сетки  занятий,  технического и наглядного оснащения, переработав материал я выбрала  те разделы, которые позволили мне    построить  более эффективную, результативную работу по данному направлению. В содержание занятий входит несколько блоков:

ритмодекламация – игры с именами, речевые игры;

  • элементарное музицирование – учебное, творческое, концертное музицирование;
  • музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные;
  • музыкальные игры – развивающие творчество.

Они нашли своё отражение в разных видах музыкальной деятельности:  игровом, песенном, танцевальном творчестве, игре на ДМИ.  За основную идею я взяла идею Карла Орфа – это самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя. Дети на занятиях много двигаются. Но движения эти связаны с характером музыки, с импровизацией, направлены на то, чтобы «поймать» ритм.

Одной из форм работы с одаренными детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия в вокальной студии «Театр песни». Мы занимаемся постановкой певческой интонации, работой над дикцией, дыханием, правильным звукообразованием, а также над выразительностью и эмоциональностью исполнения. Много внимания уделяем артистизму и созданию сценического образа. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала, а также приобретают возможность избавиться от психологических комплексов. Индивидуальные занятия такими детьми воспринимаются, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Следующей формой работы с одаренными детьми стала их подготовка к творческим конкурсам, цель которых - раскрыть и выявить новые  творческие коллективы и талантливых детских исполнителей,   произвести культурный обмен и наладить связи между образовательными и культурными учреждениями города и республики. Воспитанники детского сада часто принимают участие во Всероссийском дистанционно-заочном конкурсе детского творчества «Страна Талантов» (вокальные ансамбли, сольные выступления), во Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества «ПластилиНовая ВОРОНА»  в номинации «Песня», в традиционных городских и муниципальных мероприятиях.

Есть у нас в саду и новая форма работы с детьми – это взаимодействие двух коллективов: детского и ансамбля педагогов детского сада в музыкальной деятельности. Вот здесь самым актуальным стал принцип партнёрства, который предполагает не только партнёрские взаимоотношения детей и взрослых, но также их взаимное обучение и развитие (Обучая детей , педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание). Несколько песенно-танцевальных композиций в репертуаре сводного коллектива вызывают большой интерес со стороны родителей и  коллег. Совместная деятельность детей и взрослых создаёт особую атмосферу единения и сотрудничества, все несут ответственность за общее дело. Такие композиции как «Величальная», «Минь-мокшетама», «Презентация костюмов финно-угорских народов» смотрятся насыщенно, необычно, колоритно.

Одна  из  новых форм  досуговой  деятельности  детей – САЛОН стала традиционной в практике ДОУ. Эта оригинальная форма работы с детьми старших групп, в которой сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной. Наиболее интересны и содержательны интегрированные формы Салонов, где пересекаются такие виды искусства, как живопись, музыка, театр, литература и даже история. В  уютной  и  торжественной  Салонной  обстановке  дошкольники  не  только  знакомятся  с  искусством,  но  и  учатся  хорошим  манерам. Это  особая  атмосфера,  пронизанная  духом  созидания,  сотворчества,  желание  поделиться  достижениями,  сотворить  праздник  детям  и  взрослым.

Организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников является технологическим условием педагогического сопровождения музыкально-одаренных детей. Реализация педагогического опыта осуществляется в следующих направлениях:

  • работа с детьми;
  • работа с воспитателями, специалистами;
  • работа с родителями.

Для родителей разработаны консультации, на сайте дошкольного учреждения действует страничка музыкального руководителя, где освещаются вопросы музыкального воспитания детей. Часто в личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности призываю их к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования. Тогда музыкальная одаренность ребёнка может дать новый виток развития.

Родители – это большие помощники, благодаря которым не только может проявиться и развиться талант их ребёнка, но и в полную силу «заработает» талант педагога, как человека творческого, мыслящего, действующего.

V. Анализ результативности.

Реализация данного педагогического опыта позволила:

  • создать в дошкольном учреждении условия для совершенствования музыкального образования детей, расширения предметно-развивающей среды, способствующей пробуждению их творческой активности и развития личностных новообразований;
  • апробировать передовые системы музыкального воспитания, инновационные образовательные технологии;
  • создать инструментарий для мониторинга музыкальной одаренности и творческого потенциала воспитанников;
  • организовать педагогическое сопровождение музыкально-одарённых дошкольников, способствующее полноценному развитию личности, а также реализации их творческого потенциала;
  • внедрить современные технические средств обучения, обеспечивающие реальность выбора и полное удовлетворение потребностей личности, способствующих оптимизации эмоционально-личностного потенциала воспитанников.
  • установить творческое сотрудничество с другими социальными институтами (Школой Искусств, Центром  Культуры, Центром дополнительного образования детей «Юнитер»);
  • организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально-одаренными детьми.

Воспитанники детского сада постоянные участники педагогических конференций работников образовательных учреждений, сольных концертов хореографического коллектива «Антре», творческих вечеров в Детской школе искусств, Дней компании ОАО «РЖД», Дней железнодорожника и др. В 2012 году дети приняли участие в открытии памятника паровозу на главной площади города. Воспитанники детского сада были участниками праздничного концерта ко Дню пожилого человека, юбилея Детской Школы Искусств.

Педагоги и воспитанники детского сада приняли участие в международном информационном семинаре на тему: «Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы» в рамках международного проекта «Языковое гнездо», которое координирует общество «Финляндия – Россия». С национальным колоритом приветствовали гостей на фольклорно-обрядовом представлении «Минь - мокшетама», где очень ярко раскрывается взаимодействие воспитанников и педагогов.

Налажено сотрудничество с фольклорным ансамблем «Келу», центром национальной культуры «Тяштеня».

VI. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работа с одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, роста мастерства педагогической гибкости, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно поддержать и воссоздать полученный в детском саду эмоциональный опыт в кругу семьи. Ведь необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка - это взаимное влияние семьи и детского сада. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Можно уточнять или подвергать сомнениям эту мысль, но когда ко мне обращается мама воспитанника с видео или аудиозаписью музыкального номера в исполнении её сына или дочки, то часто делаешь для себя открытие и понимаешь, какой потенциал заложен в ребёнке ещё непроявившимся среди сверстников на традиционных музыкальных занятиях. Но встречаются родители, не принимающие во внимание особых музыкальных проявлений своих детей. Не всегда имеется возможность убедить «самых важных педагогов», что их ребёнку необходимо и показано сопровождение специалиста-музыканта, дабы максимально использовать развивающийся потенциал ребёнка в музыкальном развитии.

Процесс музыкального обучения обладает колоссальными возможностями для формирования современных профессионально-значимых качеств личности, необходимых в любой профессиональной деятельности.  Так как, именно в познании динамики музыкального процесса, в умении уловить неповторимую суть музыкально-процессуального движения заключается концентрация и активное взаимодействие умственных и эмоциональных человеческих возможностей и способностей. Безусловно, любая, не только музыкальная, творческая деятельность ребёнка влияет на развитие вышеназванных личностных качеств, но в музыкальной деятельности, осуществляемой качественно и полноценно, они развиваются наиболее активно и интенсивно, особенно в детском возрасте.

VII. Адресные рекомендации по использованию опыта

Свой материал по теме «Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства»   я разместила на сайте дошкольного учреждения:

http://detsad114rzd.ru/publ/muzykalnyj_rukovoditel/22

Опыт разработан на основе современных методологических взглядов на образование, развитие и воспитание ребёнка.

Может использоваться в музыкальных студиях, центрах развития ребёнка, детских садах.

Адресован музыкальным руководителям, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования.

VIII. Наглядное приложение: конспекты мероприятий

Категория: Инновационный опыт | Добавил: Ника (14.09.2015)
Просмотров: 1405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]