Пятница, 19.01.2018, 00:28 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » ИННОВАЦИИ » Инновационный опыт

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления  детей старшего дошкольного возраста.

Автор : Макарова Наталья Николаевна.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. 
Такое положение вещей дает все основания широко популяри­зировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса.

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа  образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важны для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Специальные занятия на коррекцию и развитие мышления дошкольника становятся все более популярными в практике работы детских садов. Как указывает д.п.н. А Савенков, в современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.  Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников. Доказано, что в шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. Однако на практике используется незначительная часть этих возможностей. Тема обучения старших дошкольников игре в шахматы в педагогике мало изучена. «Тем не менее, актуальность данной проблемы очевидна, - считает Ю.Авербах. – Это развитие ума ребенка, формирование познавательных  процессов, развитие мыслительных операций с помощью шахматных комбинаций.

Предложенный  опыт составлен на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
 - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр; 
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; 
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. 
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее прин­ципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, при­вивает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, наделенная богатыми возможностями  игра Шахматы через структуру и содержание способен придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

В детском саду уделяется большое внимание развитию логическому мышлению старших дошкольников. И одно из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы.

Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления  детей старшего дошкольного возраста.

Ведётся работа по:

− широкому использованию в воспитательно-образовательном процессе игры на фрагментах шахматной доски (традиционной и с применением информационных технологий);

− применению нестандартных дидактических заданий и игр;

− детальному изучению возможностей каждой шахматной фигуры;

− преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

− выявлению стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;

− разработке конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

 − психологической подготовке ребенка к возможности проигрыша в игре . Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование приемов обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, повышающие интерес дошкольников к игре. Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников. Благодаря мультимедийному способу передачи информации, у старших дошкольников формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности . В основу технологии обучения старших дошкольников игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).

Теоретическая база опыта.

Труды Н.Н. Подъякова, В.А. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. ученых обосновывают возможность и педагогическую целесообразность формирования навыков логического мышления детей, начиная со старшего дошкольного возраста. Анализ теории П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной и др.психологов позволяет сделать вывод, что технике и технологии умственных действий надо учить. Задача педагога – найти формы и методы, способствующие развитию логического мышления детей. По исследованиям Я.Н. Пономарева, В.Г. Зака, З.А. Михайловой, В.Г. Гришина важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Задачи:

создание условий для развития логического мышления;

развитие и совершенствование мыслительных операций;

развитие интеллектуальных способностей;

воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:

учебные занятия;

организацию совместной деятельности с детьми;

предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.

Организация совместной, самостоятельной деятельности.

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.

Руководство совместной деятельностью с детьми:

Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

Используются следующие игровые приёмы

игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);

элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) –для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;

метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)

Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.

Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.

Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Эффективным является:

переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.

Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.

Особую роль играют “сильные” дети: отлично справившись с конкретной задачей они “подключаются” к тем, кто испытывает трудности.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна.

Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.

Критерии уровней развития детей 

Высокий : ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.


Анализ результативности.

Должны знать:

• Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

• Ориентироваться на шахматной доске;

• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• Правильно располагать фигуры перед игрой;

• Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• Решать простые шахматные задачи.

Итогом  являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Часто педагоги и родители задумываются, есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса?

 Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских        садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Опыт отражает инновационные подходы повышения эффективности развития логического мышления  дошкольников с использованием нетрадиционных форм, а именно через обучение элементам шахматной игры.

Приложения.

Шахматный карнавал . Досуг.

Цели: формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей; развитие интеллектуальных, творческих способностей детей; совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управления поведением; общение со сверстниками.

Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур.

Зал украшен вымпелами, флажками, дет­скими рисунками и поделками шахматной   тематики.     

Ведущий. Уважаемые дети и гости, при­глашаю вас на шахматный праздник. Наши дети прикоснулись к волшебному миру этой древней игры. Мы надеемся, что они проне­сут любовь к шахматам через всю жизнь.

Звучит аудиозапись. Под музыку в зал входят дети в костюмах шахматных фигур, демонстрируя их в импровизированном танце. Музыка смолкает, все останавлива­ются.

Эта чудная игра

Нам известна с детства.

Отправляемся! Пора

В шахмат королевство!

Там и ныне, словно встарь.

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки - храбро бьются.

Там и кони, и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьёй на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажете ли нам,

Выдумано чудо:

Чёрно-белые поля

И фигур сраженья.

Ждёт победа короля

Или пораженье?

Дети (говорят поочерёдно).

Вступают в битву с королями

Ферзи и кони, слоны с ладьями.

Войска сражаются с охотой,

Смешалась конница с пехотой.

Но нет ни крови здесь, ни боли

На деревянном этом поле.

Коль безнадёжно положение.

Король признает поражение.

Чтоб победить в игре-сражении,

Войска спасти от поражения,

 Толковый полководец нужен,

Который с шахматами дружен!

Ведущий. Шахматы знают и любят во всех уголках нашей планеты. Прежде они читалисьизысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы сердца многих людей. А пришла эта игра из далёкой Индии много веков назад.

      Ведущий предлагает детям представить шахматные фигуры.

Пешки (говорят поочерёдно).

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Двигаться вперёд.

На войну, не на парад

Пешка держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Чтоб могла вступить скорей

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

А потом - вперёд, вперёд,

За шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Бьёт наискосок.

Если доску всю пройдёт

Пешка до конца -

Ждёт там звание ферзя

Храброго бойца.

Ладья.

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой скорей её веди!

Слон.

Поделили свой мир пополам:

Один ходит по белым полям

, А по чёрным шагает другой

И на цвет, на чужой, ни ногой

. Так среди одноцветных дорог

Слоны движутся наискосок.

Конь.

У шахматной лошадки

Коварные повадки

. Прыгнет конь. Подковы - звяк!

Необычен каждый шаг:

Буквой «г» и так и сяк

-Что ни шаг, то зигзаг.

Ферзь.

Ферзь в шахматах,

Можно сказать, чемпион,

И шагу ферзя широк.

Ферзь может ходить как ладья и как слон,

И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад,

А бьёт он и вдаль, и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

Доски чёрно-белой простор

. Ферзь очень опасен вблизи и вдали

-Ты больше вниманья ферзю удели.

Шахматная доска

На доске квадратной, плоской

Встало шахматное войско.

Впереди, равняясь в ряд,

Пешки храбрые стоят.

Ряд фигур представлю вам:

Ладьи встали по углам.

Рядом с ними бьют копытом Кони грозно и сердито.

Ближе к королю - слоны.

И храбры, и сил полны.

Два осталось поля здесь,

На одном, конечно ферзь

У него такой секрет:

Любит он всегда свой цвет.

Все ли заняты поля?

Дети

Есть одно – для короля

      Выходят дети в костюмах белого и чёр­ного королей.

Белый король.

Король всегда в начале боя

Стоит отважно в центре строя

Команды отдаёт без спешки,

Его собой прикрыли пешки

. Хотя король имеет власть,

Без пешек может он пропасть.

Чёрный король.

Главнее всех всегда король,

Все слушаться его изволь.

Ведь возглавляет он в бою

Лихую гвардию свою.

Танец королей

Ведущий.

Два короля вступили в спор:

Чья армия сильней?

Да так и спорят с давних пор

До самых наших дней.

- Моя сильней !- кричит один.

- Моя !- другой в ответ.

Один из них – король блондин

Один король брюнет.

Рябит квадратами полей

Квадратами доска

И по приказу королей

Построены войска.

Ведущий.

Сегодня мы проведем интеллектуальный поединок между командами белых и черных фигур. Члены команд – настоящие математики. Они быстро считают, хорошо решают задачи, всё делают дружно.

Судить наш поединок будет жюри. В состав жюри входят…(представление членов жюри). Выполнение каждого задания оценивается по трехбалльной  системе.

1 задание Разминка

Словесная разминка

Математическая разминка (соседи потерялись).

2 задание «Засели  жильцов»

3 задание «Цепочка»

Физминутка «Если нравится тебе …»

4 задание «Задачи»

5 задание «Сложи квадрат»

6 задание «Королевское» (рисование по клеткам)

7задание «Фантазерское».

Представление слова жюри. Награждение участников поединка.

Песня о дружбе.

Категория: Инновационный опыт | Добавил: Наташа (13.10.2015)
Просмотров: 3545 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ