Пятница, 19.01.2018, 00:27 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » ИННОВАЦИИ » Инновационный опыт

Приложение к опыту В.В. Улановой

1. Конспект сценария фольклорно-обрядового мероприятия «Минь-мокшетама».

Фольклорно-обрядовое представление

«Минь - мокшетама»

(«Мы - Мордва»)

Звучит фоном мордовская музыка. Голос за кадром произносит текст.

Голос. Давно, очень давно, когда в урочищах жили авы и кильды по всему среднему Поволжью расселились племена мордовской народности. Это были храбрые воины и добрые землепашцы, поклонявшиеся верховным богам Вере-Пазу и Нишке-Пазу. Поселки мордвы гляделись и в воды Оки, и в просторы великой Рав. Везде и всюду, от берегов великих рек и от берегов малых рек, изливающих свои воды в большие реки, от глухих лесных озер, где в травяных зарослях гулко стонала вещая птица бугай, вели тропы к поселениям наших далёких предков, всех племен мордовских — эрзи, мокши и терюхан.

Хоровод «Кудоньконь кияксова» (музыка продолжает звучать)

Участницы ансамбля и дети начинают приготовления к молениям: подносят к определённому месту корзины, лукошки из бересты с зерном, кладут кусочки еды (хлеб, кашу), ставят сосуды с квасом, вином. В это время звучит голос автора:

Голос. В давние времена мордва верила в то, что мир населён невидимыми божествами. Каждый из них отвечал за своё дело. Вирява приглядывала за порядком в лесу, покровительницей воды считалась Ведява, в доме жил дух Кудавы, держательницей земли была Масторава.  Вторгаясь в их мир, человек должен был попросить прощения, разрешения, помощи, обратиться к божеству с молитвой, в которой попросить его о милости.

Участницы ансамбля по-очереди произносят молитву держательнице земли Мастораве:

«Масторава, матушка, тяжесть земли держащая, вот пришли-собрались, твоё имя вспоминаем, посмотри на наши поклоны. Что просим – дай, что скажем – сделай. Просим хорошего урожая, дай хорошего здоровья. Масторава, матушка, что бросаем на тебя, что сеем в тебя – подними, вырасти, наполни, помоги!»

Участницы ансамбля уходят.

Инсценировка мордовской народной песни «Кавто цёрат тикше ледить»

Голос. Мордва свято верила и верит в то, что если потомки не будут почитать, поминать родителей, то предки могут прекратить своё покровительство, могут разгневаться. Родители наставляли своих чад на жизнь благую.

Выходят мама и дочка.

Мама. Слушай, доченька, завет матушки твоей. Храни и блюди чистоту телесную и от всякого греха, как зеницу ока и как свою душу. Живи, чадо, по закону Божьему без сякого лукавства: доброму подражай, а худых не привечай. Чини дела благие на славу земли мордовской.

Песня «Мама», муз. Н.Кошелевой, сл. Кинякина в исполнении девочки из средней группы

Автор (выходит). В огромных лесах, куда укрылась мордва от князей московских, велось богатое бортевое пчеловодство, и крепкие мордовские меды, настоянные на пахучей мяте, калуфере и других ароматных травах, были известны даже при дворах иностранных правителей. И пушным промыслом занимался по лесам народ мордовский, а ещё рыболовством и земледелием. Не разгибая спины, мордовский крестьянин обрабатывал свою землю-кормилицу, боготворил её. Мордва – народ земли. Он и выжил-то в ураганах истории только потому, что не отрывался от земли.

А как пригожи мордовские девушки. Славятся они своим искусством вышивания, плетения из бисера, ткачеством. Очень красочен народный костюм мордвы. Недаром вышивание было любимым занятием мордовских девушек и считалось одним из больших достоинств.

Звучит музыка, автор имитирует игру на нюди.

Презентация костюмов на мордовскую народную музыку.

Автор. Мордовский край наполнен особым колоритом. На протяжении многих веков живут мордва, питаясь соками земли мордовской, богатейшими дарами лесов дремучих, рек и озёр полноводных. Познали люди, что неразрывна их связь с природой, её первозданной красотой. А в близком соседстве с мордвой вот уже 1000 лет живёт и трудится русский народ. На благодатной мордовской земле крепнет союз двух народов. Не случайно, Сергей Есенин, который чувствовал эту глубокую духовную связь с мордовской землёй, писал в одном из своих стихотворений, обращаясь к малой Родине: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!»

Звучит стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает» в исполнении на мордовском и русском языках.

Ведущая 1. В образовании русского народа принимали участие не только «славенские», но и «чудские» племена (под которыми понимаются финно-угорские народы). Ещё в древности произошло их слияние.

Ведущая 2. Хоть и говорим языками, которые во многом разнятся, однако происхождение своё от одного начала имеют, из одной языковой семьи.

Финская полька в исполнении детей подготовительной к школе группы.

Ведущая 3. «На восходе солнца, на горе, - поётся в песне, - живёт Тюштя, первый мордовский царь, держатель земли, там его серебряные палаты. Раз посмотрит – город строит, второй раз взглянет – народ собирает…». Красивая легенда гласит, что, прощаясь со своим народом, Тюштя оставил ему волшебную трубу Тораму. Если придёт беда в мордовский край, достаточно Тораме затрубить – и при первых же звуках защитник мордвы вернётся. Но редко сейчас можно услышать Тораму, разве что на народных праздниках, как их украшение. Процветает мордовский край, благоухают его сады, плодородят его поля. И рады мы всем гостям, широко открыты наши сердца, благодатью наполнены души.

Финал «Шумбрат, Мордовия!»

1. Конспект сценария Музыкально-литературного салона «Диалог поколений».

Сценарий музыкально-литературного салона

«Диалог поколений»

Ведущий. Каждая эпоха накладывает особый отпечаток на всё, что создаётся умом и руками её поколений. У каждой эпохи свой неповторимый колорит и звучание. Возрождение  и  Просвещение  - две разные, непохожие эпохи: разное понимание мира, красоты, человека... Но неизменно, неугасимо стремление к равновесию, к Гармонии, к Любви.

Нам, людям, ныне живущим и только что перешагнувшим границу тысячелетий, это стремление тоже свойственно, пусть в иных земных формах и воплощениях. И в нас не угасло понимание Любви как источника совершенства, чистоты, благородства и добра.

Итак, Россия XVIII - XIX в.в., атмосфера музыки, живописи, поэзии, прекрасных дам... В это время в России начинают процветают литературные кружки-салоны. Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с интимной обстановкой, личное с общественным. Главная особенность салона в том, что им может руководить только женщина. Ведь она издавна считается хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в доме.

Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы приоткрыть завесу прошлого и заглянуть в будущее – установить диалог поколений.

В разговор гармонично вливается Ноктюрн Ees dur М.И.Глинки

Почти вся вторая половина XVIII века укладывается в царствование Екатерины II. Императрица, будучи последовательной сторонницей идей Просвещения, большое внимание уделяла вопросам развития культуры. При ней был разработан проект школьного образования. В 1764 году Екатериной был основан ставший знаменитым Смольный институт (женскому образованию императрица уделяла особое внимание). Наибольшего расцвета в этот период достигла архитектура. Заметную роль в развитии искусства сыграла и живопись второй половины 18 века, в которой наряду с парадной пышностью пробивается интерес к человеческой личности. Портреты Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и особенно В. Л. Боровиковского. В конце 18 века расцвел крепостной театр графов Шереметевых. Развивался драматический театр. Достижения музыкального искусства связаны с именем композитора Д. С. Бортнянского, сочинителя непревзойденных образцов духовной музыки. Русское искусство всего за одно столетие сумело резко сократить разрыв с искусством Западной Европы, дав свои национальные варианты во всех его видах и жанрах.

В 18 веке в эпоху Просвещения считали, что искусство воспитывает свободную индивидуальность. Красота считалась сущностью доброты, а человек - творцом собственной судьбы. Дух искусства передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека.

Произведение искусства – это «письмо» из прошлых эпох и дальних стран или обращение автора-современника к нам. Это его чувства, мысли о своем времени и своей стране и людях, его наблюдения и  впечатления.

Итак, дух искусства  эпохи Просвещения витает  над нами, облекая идеи в художественные образы.

Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (дети и взрослый).

Экскурсовод.  Ребята, сегодня мы с вами посетим знаменитую Третьяковскую галерею. Проходите, пожалуйста. Какие произведения искусства находятся в Третьяковской галерее? (Картины известных русских художников). Правильно, здесь можно увидеть полотна великих мастеров живописи. Ребята, вы видите здесь знакомые картины? (Ответы детей). Да, правильно, это портрет кисти Крамского «Неизвестная», а вот картина Тропинина «Кружевница». Сейчас мы подходим к экспозиции работ Фёдора Степановича Рокотова – искусного мастера портретного дела. Он, бывший крепостной, окончил Императорскую академию художеств, стал академиком, был приближен ко двору, удостоился писать Екатерину II, нашу императрицу, а также других известных людей своего времени. Остановимся вот у этой картины. Кто изображён на ней? Да, это портрет  прелестной, обаятельной женщины, полной пленительного очарования. Рассмотрите её. Какая она? (Ответы детей). Да, она кажется такой разной. На ее лице и в глазах - печаль и гордость, хрупкая нежность и большое человеческое достоинство.

Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:

Голос за кадром:

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

...Ты помнишь, как «из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С nopтpeтa Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Звучит музыка. Дети с экскурсоводом садятся. Декорации меняются. Слуги убирают картины и отодвигают ширмы. Инсценировка с оживлением портрета А.П.Струйской. Сашенька сидит за столиком, вышивает.

Хозяйка салона.  Сашенька мечтала иметь свой портрет, созданный этим чудесным мастером, однако понимала, что вряд ли может сбыться сие. Но мечте той суждено было осуществиться. И вот в 1772 году сорокалетний Федор Степанович Рокотов наконец появился в доме Струйских и был представлен хозяйке.

Н.Е.Струйский представляет Ф.С.Рокотова своей жене.

Струйский. Дорогой Фёдор Степанович, ваш талант мною очень уважаем и я счастлив, что вы, несмотря на свою занятость, приняли моё приглашение. Разрешите представить вас моей дражайшей Александре Петровне. (Обращается к Сашеньке) Дорогая, позволь представить тебе искусного мастера портретного дела Фёдора Степановича. То Рокотов – мой друг. (Рокотов целует руку Сашеньке).

Сашенька. Весьма рада знакомству.

Струйский. Я тоже очень рад. Но, меня ждут неотложные дела и, с вашего позволения разрешите откланяться. (Уходит). 

Хозяйка салона. Прежде всего, Сашенька показала художнику все свои наряды. Не бог весть сколько их было, конечно, однако она сочла себя чуть ли не мотовкою, столь долго выбирал Федор Степанович подходящую для нее одежду. Наконец Рокотов остановился на серебристом-сером атласном платье. Выбран был также прозрачно-желтый дымчатый шарф. Волосы она не любила прятать в парик, и никто не стал ее неволить, лишь припудрить их велел художник, причем делал это сам на каждом сеансе, ну а темный локон, переброшенный на грудь, так и оставался нетронутым.

Слуга выносит мольберт для Рокотова.

Рокотов.  Вы куда хотите, туда и смотрите. О чем хотите, о том и думайте. Но уж коли я попрошу: гляньте на меня, вы послушайтесь… Хорошо, милая Александра Петровна?

Сашенька.  Ну что ж это я глазами по сторонам шнырять буду? Уж лучше все время буду на вас глядеть, Федор Степанович. Можно?

Рокотов.  Ну, глядите.

Хозяйка салона. И вот так они и проводили время. И порою пристальные взгляды Рокотова  сталкивались с мягким взором Сашеньки, в голове которой плавали медлительные, словно лебеди в озере, мысли.

(Он столько видел женской красоты… Он проникает взглядом своим в самые глубины сердца женского, чудится, нет от него тайн! О господи, а что, если он сейчас читает мои мысли? Ну, коли так, пускай прочтет: я прошу его, нет, приказываю не называть меня больше Александрой Петровной! Называть велю Сашенькой!»)- голос за кадром.

Рокотов.  Что за прелестный румянец, Сашенька. Ах, простите великодушно, Александра Петровна! Прелестный оттенок, он непременно будет запечатлен на полотне, и румянец сей придаст особую выразительность вашим глазам. Ах, глаза, глаза, какие же у вас глаза… Обычно черные глаза сравнивают с бархатом, с агатами, а вот персы выражаются изысканно: черными солнцами называют они черные очи. Но ваши глаза я сравнил бы с туманами, с ночными озерами, покрытыми легкой мглою… И не разглядишь, что там, в том тумане, кроется: смех ли, слезы тайные… Обманываете ли вы или сами обманываетесь? Дивные, неразгадываемые загадки таятся в ваших глазах, именно в том сила их, что нет в них ничего определенного, ни страсти, ни горя – вечное ожидание от судьбы первого шага…, в том и сила ваша, в том и слабость, Сашенька… ах, простите, Александра Петровна!

Рокотов удаляется. Слуги входят, уносят мольберт. Закрывают ширмы. Сашенька обходит ширмы и останавливается у своего портрета, открывает его на ширме, вытирает слёзы платочком.

Хозяйка салона. Потом ее портрет был завершен. Чудный он получился, красоты неописуемой, Сашенька даже боялась долго глядеть на своего двойника, глаза коего словно бы душу из нее вынимали! Окончание работы над портретом она отметила потоком горьких тайных слез. Почему плакала? Потому что знала доподлинно: не было в ее жизни времени счастливее, чем эти дни, и более уж не будет!

Сашенька уходит за ширмы. Там выстраиваются дети и взрослые на Менуэт. Звучит Менуэт И.С.Баха (запись). На вступление идёт смена декораций (Слуги отодвигают ширмы).  Дом-дворец Струйских.

 Дети и взрослые исполняют Менуэт И.С.Баха.

После Менуэта Дети уходят, а Струйские остаются.

Хозяйка салона. Первое, что увидела семнадцатилетняя Сашенька Озерова после того, как, сделавшись Струйской, ступила на порог мужнина дома в Рузаевке, было множество картин.

Звучит Соната C dur I ч. В.А.Моцарта. Николай Еремеевич знакомит молодую жену с её новым домом и картинной галереей.  Водит под руку.

Хозяйка салона. Однако потом она узнала, что страсть её мужа к собирательству портретов и натюрмортов была сравнима лишь со страстью к стихотворчеству и книгопечатанию.  Даже трудно было сказать, какое из сих трех занятий привлекало его сильнее.

Новобрачный встретил появление юной жены в его доме стихами:

Струйский.

С смертью лишь тоску избуду,

Я прелестною сражен.

А владеть я ей не буду?

Я ударом поражен.

Чувства млеют. Каменеют…

От любви ее зараз

Вскрылась бездна.

Мне любезна,

Слезы кинулись из глаз.

Выходят слуги и закрывают ширмы, ставят стол и стул. Сашенька уходит, а Струйский садится за ширмой. 

Хозяйка салона. Пришла пора познакомить вас, дорогие мои, поближе с хозяином дома – представителем старинного дворянского рода  Николаем Еремеевичем Струйским.

Демонстрация слайдов с видами усадьбы.

Будто в сказке, весь день проезжали  через владения рузаевского «курфюршества», и лишь под вечер усталые кони всхрапнули у переезда через реку; на другом берегу, за укрытием крепостного вала, высились белые дворцы и службы, золотом горели купола храмов, какое-то знамя реяло на башне господского дома… Это была Рузаевка — имение Николая Еремеевича Струйского, находившееся в Инсарском уезде Пензенской губернии.

Звучит Маленькая ночная серенада I часть. В.А.Моцарта. Н.Е.Струйский сидит за столом с пером и бумагой, лицо выражает вдохновение. Он творит. В порыве вскакивает, читает отрывки вслух, опять садится. (В это время ведущий говорит текст).

Хозяйка салона. Был Николай Еремеевич человеком начитанным и для своего времени весьма неплохо образованным, знал иностранные  языки  и был сведущ в науке; он любил театр и литературу, музыку и живопись, был знаком и дружен со многими выдающимися деятелями культуры. Этот красавец аристократ так возлюбил приинсарские черноземы, заливные луга и рыбные озера, что сделал Рузаевку своей центральной усадьбой. В 1775 году он сооружает там дом-дворец по проекту знаменитого Растрелли. В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги. Везде чисто и опрятно. Дом огромный, в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. В селении два храма, один старинный, в нем вся живопись иконная на итальянский вкус. Другой  Храм обширный, величественный, академики писали весь иконостас. Красоте зодчества ответствует все прочее: богатейшая утварь, ризница пышная, везде золото рассыпано нещадно.

Струйский уходит, сочиняя на ходу.

Звучат колокольные звоны. Выходят дети, исполняют «Песенку про  ангелов». Затем уходят. Слуги убирают стол и стул.

Хозяйка салона. В рузаевском доме была прекрасная библиотека с книгами на нескольких языках. Струйский с молодости собирал ее и был тонким книжным ценителем, а затем к ним прибавились и роскошные книги, изданные в его собственной типографии. Также там была картинная галерея, составленная в соответствии с модой того времени и вкусами владельца. Потомки поэта вспоминали, что у Струйских «везде висели фамильные портреты: в углублении большой гостиной, над диваном, портрет самого Николая Еремеевича, а рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской. Был очень хорош портрет Екатерины Второй в резной позолоченной раме, на которой были изображены рузаевские ели. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли.

Но вернёмся к молодой хозяйке дома – Александре Петровне – Сашеньке. Хозяйство не досаждало, ее окружала атмосфера творчества и красоты. В столетнем саду, окружавшем его, можно было гулять по аллеям, по берегам проточных прудов или забрести в замысловатый кустарниковый лабиринт,  который забавлял и отчасти пугал детей, потому что нелегко было из него выбраться. Воспитание детей занимало всё свободное временя.

Появляется Сашенька с рукоделием в руках (вышивка), другой рукой ведёт малышку лет трёх (Надежда). Она садится на диван, девочку сажает к себе в ноги, даёт ей в руки тряпочную куклу. Мальчик годом старше (Леонтий) играет в волчок, старшая девочка (Маргарита  лет шести)  подходит к матери с вышивкой и просит помощи. Ещё один мальчик (старший Юрий  лет семи) скачет на деревянной лошадке.

Сашенька. Надюшенька, дружочек, садись поиграй. Вот тебе тряпица, справь одежёнку. Юра, сынок, играйся чуть поодаль, не ровён час задавишь кого.

Маргарита. Матушка, помоги, узор не выходит.

Сашенька.  Не печалься, голубушка, всё у тебя славно выходит, гляди: зелёный лепесток из стебля пробивается. Давай-ка ниточку подберём нужную.

Маргарита. Вот эта подойдёт?

Сашенька.  Поднеси к работе да примерь, Маргаритушка.

Леонтий бросает свой волчок и хочет отнять лошадку у старшего брата. Происходит ссора.

Сашенька.  Юра, сынок, Лёнюшку не забижай, да и тебе не пристало с малолетними ссоры затевать. Пора тебе, свет мой, учением заняться. Поди к себе, да прилежным будь.

Сашенька.  Ну, пора уже и прогуляться.  Погода сегодня просто сказочная.

Маргарита. Матушка, дозволь на полянку пойти, там так весело. Юра будет пастухом, а я пастушкой. Мы станем играть на дудочках, а вокруг будут танцевать цветочки. Дозволь, ты увидишь, как это забавно.

Сашенька.  Ступай, голубка, поглядим.

Сашенька берёт младших и выходит, затем она появляется из другой двери с кружевным зонтиком, садится в летнее плетёное кресло, а рядом, в ногах устраиваются младшие дети.

 Дети исполняют композицию «Свирель да рожок».

Затем дети убегают, остаётся Сашенька.

Сашенька. Ну, полно, полно.  Теперь и чаю в самый раз будет испить.

Сашенька уходит и уводит с собой детей.

Хозяйка салона. Александра Петровна была личностью необыкновенной. Все, кому пришлось с ней встречаться, были ею очарованы. Тверда была, доброжелательна и к людям относилась с большим вниманием, верна истинным друзьям. Александра Петровна подарила мужу восемнадцать сыновей и дочерей, из которых в живых осталось восемь. Одна из трёх дочерей пошла по стопам отца, посвятив себя литературе. Все пятеро сыновей имели отношение к воинской службе, но более всех отличились младшие Александр и Евграф, проявив смелость и отвагу в ратном деле служения Отечеству. Участвовали в сражениях при Бородине, Смоленске, за взятие Парижа. Удостоены высоких наград от императорского двора. 

Исполняется романс, посвящённый героям 1812 года из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Хозяйка салона. Но всё это гораздо позже, а чем сейчас живёт наш главный герой? О! У него много забот. Жизнь Николая Струйского была наполнена восторженным почитанием искусства и страстной, самозабвенной любовью к поэзии. Стихи писались им в особом кабинете на самом верху рузаевского дома, названном "Парнасом". Все «оды» переполнены объяснениями в любви к той, которая звалась в стихах Сапфирой, а в жизни — Александрой, любимой женой.

Элегии, оды, эпитафии Николай Еремеевич издавал в своей собственной рузаевской типографии, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу. Очевидно, это была первая в России крепостная типография, выпускавшая истинные шедевры машинного тиснения. Рузаевские издания по своему изяществу и добротности работы смело соперничали с лучшими изданиями европейских типографий.  Лучшие русские гравёры резали для Рузаевки на медных досках виньетки, заставки, узоры и рамки, чтобы украсить ими бездарные стихи богатого заказчика. Крепостные мужики, обученные барином-графоманом, печатали книги на превосходной александрийской бумаге, иногда даже на атласе, на шелках и на тафте, используя высококачественные краски, набирая тексты уникальными шрифтами. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент… Качество изданий было отменное. Екатерина Вторая не раз хвалилась перед иностранцами неповторимыми образцами рузаевской типографии. Николай Еремеевич Струйский был зачинателем книгоиздания в провинции, «первопечатником».

За заслуги в книгоиздательстве Струйский был жалован драгоценным бриллиантовым перстнем. С именем Екатерины Второй нашего героя связывали душевные порывы и чувства, которые вдохновили его на создание грандиозного памятника в виде сочинений, где он воспевал мудрость и красоту императрицы.

Мелодекламация стихов Н.Е.Струйского. Звучит романс Д.Шостаковича из кинофильма «Овод» в исполнении фортепиано.

Струйский (читает восторженно)

Доколь здесь свет в очах я солнца ощущаю,

Тебе, Монархиня, весь дух мой посвящаю!

О! Если бы судьба трубу мне подала,

Воспел бы я моей Монархини дела!...

Воспел бы я Её и брани, и законы!

Но многие к сему всесильны зрю препоны…

Твоим могуществом могу быть оживлён,

И к Музе я теперь нежнейшей прилеплён.

Хозяйка салона. Мы, безусловно, можем гордиться нашим соотечественником и, продолжая главное дело его жизни, более чем через два столетия издаём с детьми свои книги, где каждый желающий может поместить свои собственные стихи и рисунки. А как сочиняются эти стихи, мы сейчас покажем.

 Вниманию гостей предлагаются книги, альбомы, изданные в детском саду.

Экскурсовод. Начнём с разминки «Подбери рифму»

Книжка – (мышка, шишка, крышка), Белка – (грелка, стрелка, тарелка), Кошка – (окошко, гармошка, лукошко), печка – (свечка, гречка).

А теперь поиграем в игру «Дополни строчку»:

Ра – ра – ра - начинается (игра);

Са – са – са – под кустом сидит (лиса);

Ру – ру – ру – солнце светит (поутру);

Ча – ча – ча – в комнате горит (свеча);

Ра – ра – ра – вот и кончилась (игра).

Салонные игры с гостями.

Хозяйка салона. И вас, дорогие друзья, я хочу привлечь к салонным играм. Одна из них, которая была популярна в конце 18 столетия называлась «С мира по слову». Многим знакома эта прибаутка, в которой все слова начинаются на одну букву:

Павел Петрович пошёл погулять.

Поймал попугая, пошёл продавать.

Просил полтинник,

Получил подзатыльник.

По правилам игры текст придумывает один участник, а мы с вами составим коллективный рассказ, таким образом никто не будет чувствовать себя обделённым. Начинает один, продолжает другой… Мы хотя и считаем себя потомками Н.Е.Струйского, но даром стихосложения обладают не все, поэтому можно сочинять не в рифму. Итак, начнём на букву Н.  (Начинаем небылицы…)

 Хозяйка салона. А теперь – шарады – любимейшее занятие аристократов – отдых, развлечение, вдохновенная игра словами. Разгадать шараду – наслаждение. Попытайтесь и убедитесь сами.  

Первый слог – одна из нот,

Слог второй весной цветёт.

А итоговое слово

Есть у здания любого. (Фасад).

 

Начало – голос птицы,

Конец на дне пруда,

А вместе в галерее

Найдёшь ты без труда. (Картина)

 

Картины, так же как люди и книги, имеют свою судьбу... И сегодня, уйдя от небытия, запечатленные талантливым художником два с четвертью века назад, муж и жена Струйские остались рядом, сменив пензенскую усадьбу на зал Третьяковки.

Благодаря нашему салону мы смогли заглянуть в то далёкое прошлое, которое никогда не отдалится от сегодняшнего дня настолько, чтобы мы не вспоминали о нём, не удивлялись ему, не учились чему-то, оглядываясь назад.

Концовка. Выходят все участники.  

Сашенька. В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.

Струйский. Николай Еремеевич создал вокруг своей возлюбленной необычную для того времени атмосферу поклонения, восторга и творчества, духовного тепла и созидания. Он оставил после себя на многие годы освященный своей любовью воздух усадьбы Рузаевка, где выросли еще многие поколения дворян, сохранив в ней дыхание муз, среди них был поэт А. Полежаев. Он оставил своим наследникам главное богатство — блаженство творчества и красоты. 

Струйский.

«Музы, вы мое богатство,

И спокойствие душевно,

И блаженство в краткой жизни...»

Финальная песня исполняется всеми участниками

Категория: Инновационный опыт | Добавил: Админ (13.09.2015)
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ