Среда, 17.10.2018, 10:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » СПЕЦИАЛИСТЫ » Блог инструктора по ФИЗО Аверьяновой Е.А.

Педагогический опыт работы инструктора по ФИЗО Аверьяновой Е.А. по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями

Педагогический опыт работы инструктора по физической культуре Аверьяновой Е.А. по теме: "Оздоровление дошкольников через взаимодействие с родителями"

 

Чем ребята интересуются, что они видят  в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно   уметь их интересы организовать пределенным   образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались, и становились сознательными.

Н.К. Крупская

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование инновационных оздоровительных технологий и совместную работу с родителями, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

  • Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
  • · выбор средств физкультурно-оздоровительной работы, наиболее эффективно влияющих на укрепление здоровья дошкольников;
  • · интегрирование новых средств здоровьесбережения в системе физкультурно- оздоровительной работы дошкольного учреждения;
  • · создание диагностического пакета для выявления и оценки эффективности реализации здоровьесберегающей технологии;
  • · тработка взаимодействия специалистов Центра здоровья, педагогов и медицинского персонала;
  • · повышение профессиональной компетентности педагогов с целью повышения эффективности внедряемых средств здоровьесбережения;
  • · активизация взаимодействия с родителями в физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.

Основные пути работы по оздоровлению детей, которые можно реализовать в дошкольном учреждении, следующие:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
  • Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов и наклонностей детей;
  • Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;
  • Внедрение современных обучающих программ;
  • Обеспечение взаимодействия с родителями и их осведомленности в этом направлении;
  • Расширение деятельности уголков физического развития;
  • Проведение совместных физкультурных занятий и досугов с родителями;

Теоретическая база опыта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.Реализация важнейших положений Закона РФ «Об образовании», связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении провели такие, известные в сфере дошкольного образования, ученые как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности регионов Управлением дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.

Воспитательно-образовательная деятельность реализуется по «Общеобразовательной программе ЧДОУ «Детский сад №114 ОАО «РЖД», разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования:«Успех». Кроме этого используются программы и методики: Л. И. Пензулаевой «Физическое воспитание детей дошкольного возраста», Н. В. Козловой «Я — человек», М.Ю.Картушиной «Зеленый огонёк здоровья», В.Т.Кудрявцевой, Б.Б.Егоровой «Развивающая педагогика оздоровления», И.В.Чупахи, Е.З. Пужаевой и др. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность», направляющие педагога на формирование у ребёнка навыков безопасного существования и ответственности к себе и своему личному здоровью.

     Актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Взаимодествие с родителями по оздоровлению детей не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире , но и формирует у них определенные элементарные действия, способствующие раннему оздоровлению детей.

При разработке содержания, форм и методов работы по оздоровлению необходимо руководствоваться дидактическими принципами:

  • системности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • научности,
  • наглядности,
  • преемственности.

Каждое образовательное учреждение призвано выполнять свои воспитательно-образовательные задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать

инновационные технологии. Поэтому, ведущей педагогической идеей моего опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, посредством использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование валеологической культуры поведения.

Оптимальность и эффективность средств:

В группе для изучения данной проблемы созданы необходимые условия:

-усовершенствованная предметно-развивающая среда;

-групповой физкультурный уголок;

-традиционное оборудование для развития двигательной активности детей;

-нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;

-корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель, способствующие  повышению двигательной активности детей;

-мячи, кегли, гимнастические палки, массажные коврики и дорожки;

-наборы масок для подвижных игр.

    На территории детского сада оборудована спортивная площадка, где находится футбольное и волейбольное поля, имеется гимнастическое оборудование, полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков.

Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей в детском саду физкультурный зал оборудован необходимым спортивным инвентарем: беговая дорожка, велотренажер, тренажер для  мышц спины, батут, обручи, массажная дорожка, скакалки, мячи, атрибуты для проведения утренней гимнастики. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, бодрящая гимнастика после дневного сна, физкультурные паузы содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.п. Для тренировки дыхания используем комплексы физических упражнений, дыхательные гимнастики. Картотеки подвижных игр, игр-упражнений на развитие быстроты движения, корригирующих упражнений составлены с учетом физиологических особенностей детей и ежедневно применяются в организации двигательной деятельности детей.

Для тренировки защитных сил детского организма в детском саду предусмотрены как традиционные, так и нетрадиционные методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, полоскание горла настоем трав, обширное умывание, хождение по массажным коврикам, солнечные ванны во время летних прогулок. С детьми в период  после болезни работа ведется по щадящему режиму.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные и коллективные  консультации, дни здоровья, спортивные праздники, дни открытых дверей, беседы, фотоконкурсы на тему здоровья, выставки папок - передвижек, открытые показы.

Информационно-просветительская деятельность знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, а так же способствует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом. Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает  родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.

 

 

Анализ результативности.

Работа по данному направлению позволяет отслеживать результативность деятельности детей на любом из этапов и вносить необходимые корректировки.  На этапе опытно - экспериментальной апробации очень важным моментом стало выстраивание алгоритмов деятельности и вовлечение педагогического коллектива и  родителей в оздоровительный процесс. Такой подход позволил  совершенствовать физические навыки детей, способствовал снижению уровня заболеваемости, и повышению валеологической грамотности родителей. Дети, совместно с родителями активно участвовали в физкультурно-оздоровительных мероприятиях таких как «Смотр строя и песни», «Малые Олимпийские игры», совместные занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу» и др. Воспитанники с радостью участвуют в  подвижных играх, играх-упражнениях на развитие быстроты движения, с интересом выполняют дыхательную гимнастику, корригирующие упражнения, комплексы массажных упражнений(хождение по массажных коврикам, массаж ладоней мячами с ребристой поверхностью).

Можно отметить тот факт, что повысился процент компетентности родителей в вопросах валеологии, а также профессионализма и творческого потенциала педагогов по оздоровлению воспитанников за счет открытых показов продуктивной деятельности, консультаций, круглых столов.

Уровень здоровья и физического развития детей за два года значительно повысился.

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 13 % (2013-2014г.- 22%; 2014-2015г.- 35 %); имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 32% (2013-2014г.- 22%; 2014-2015г.- 54 %). Уровень заболеваемости снизился на 0,9 %, значительно снизилось количество пропусков по болезни.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Сложность работы заключается в том, что в связи  с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях.  Известно что ребенок будет подражать взрослым и брать  с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать родителей и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка и оздоровлять детей дома.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт работы может использоваться воспитателями детских садов, специалистами по дошкольному образованию, студентами педагогических колледжей и вузов, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание» и всем, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

Конспект совместного занятия с родителями и детьми «Прогулка по волшебному лесу»

Цель: развивать физические навыки и умения ребенка; улучшить взаимодействие детей и родителей.

Инвентарь: ленточки на каждого ребенка, 2 гимнастических мата, 2 гимнастических скамейки, игрушка обезьянка на каждого ребенка, маска для игры.

Ход

Вводная часть:

Родители и дети строятся в одну ширенгу: ребенок-взрослый, поворачиваются направо и идут по залу. Ходьба на носках: взрослый держит ребенка за руки. Обычная ходьба. Ходьба «гуськом», взрослый держит ребенка за спину.

Останавились.Взрослый стоит ноги врозь,ребенок преврашается в муравьев и ползают между ног у взрослого. Затем взрослый сел на пол: ноги вместе,руки в упоре сзади; ребенок прыгает через ноги взрослого.Затем встали и побежали по залу под музыку, музыка остановилась взрослый взял ребенка на руки спиной  к себе и покружил. Бег по залу в рассыпную под музыку, музыка остановилась взрослый покружил ребенка лицом к себе.

Взрослый и ребенок встают к лицом друг к другу, соединяют ладони и давят на них,становятся силачами.

Упражнение качалочка: взрослый сидит на полу, ребенок садится к нему на ноги  и делают наклоны вперед- назад.

Все встают в круг, расставляются игрушки обезьянки и взрослый берет ребенка на руки и опускае его за игрушкой.

Основные виды движений

Ставятся 2 скамейки и 2 мата. По одной скамейке ребенок и взрослый идут руки в стороны, спрыгивают. По другой скамейке ползут на коленях и ладонях.

На первом мате ребенок и взрослый ложатся на спину. Руки вверху прямые,ноги вместе и катятся как бревнышко. На втором мате взрослый сажает ребенка на колени лицом к себе,ребенок обхватывает его руками за шею, ногами за живот.Затем взрослый несет  ребенка по мату.

Подвижная игра «Ловишки с лентами».

Заключительная часть:

Игра «Добрые слова»:взрослый и ребенок говорят друг другу ласковые и добрые слова.

Категория: Блог инструктора по ФИЗО Аверьяновой Е.А. | Добавил: Katarina (25.11.2015)
Просмотров: 5283 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]