Вторник, 19.06.2018, 00:18 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » СПЕЦИАЛИСТЫ » Блог музыкального руководителя Улановой В.В.

Элементарное музицирование – подход к музыкальному воспитанию дошкольников.

Музицирование это комплексное понятие, в котором объединены все активные проявления детей: музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, а также эклектические формы, где виды музыкальной деятельности способны творчески гармонировать (импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация). 

Австрийский композитор и педагог Карл Орф в первой половине XX века создал систему детского музыкального воспитания и изложил ее в 5 томах «Шульверка». Основная идея «Шульверка» – воспитать личность ребенка через воспитание чувств и заложить прочный фундамент подлинной музыкальности, воспитать человечность в маленьком развивающемся человеке! Своё начало система К.Орфа ведёт от Песталоцци и его стремления развить творческие способности и самостоятельность мышления ребенка («Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь».

Прогрессивные идеи немецкого композитора и педагога К.Орфа:

  • всеобщее музыкально-творческое развитие
  • детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности
  • связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

К.Орф был убеждён, что детям необходима своя особая музыка, предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Элементарная музыка связана с движениями, танцем и словом, в нее надо включаться не как слушатель, а как участник. Эта музыка близка детям. Она объединена с небольшими хороводными формами, остинато и с простым видом рондо. Нисходящая терция «терции кукушки», попевки на двух ступенях в мелодии стали отправными пунктами. Речевой основой стали считалочки и простейшие детские песни, имена детей. Элементарная музыка опирается на национально-народные истоки.

Обучая детей навыкам коллективного музицирования, К.Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” - состоящее из элементов). Понятие «элементарное» важно понимать как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Идея элементарного музицирования заключена в неразрывном соединении речи, пения, движения, игры на музыкальных инструментах при свободном и радостном общении с музыкой. Данная идея составляет ядро авторской программы Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»  

«Элементарное музицирование - это вероятность приобретения опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки, как радости и удовольствия» - Т.Э.Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2004. - №2. – С.2-10.

Не «созерцательная», а практическая деятельность, - вот что значит элементарное музицирование (ЭМ). Чтобы понимать, детям необходимо переживать и творить. Ребенок втягивается в процесс динамичных творческих действий.

В элементарном музицировании два основных принципа обучения - это импровизационно-творческая деятельность и игра. Дети любят движение, смех, их привлекают необычные  по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть собственный интерес к музыке, которым нельзя пренебрегать. «Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способам познания мира» - Т.Э.Тютюнникова  // Музыкальный руководитель. – 2004. - №2. – С.2-10.

Музицирование в программе осуществляется по двум направлениям: учебное и творческое.

Учебное музицирование предполагает обучение детей простейшим элементам музыкального языка и дальнейшее применение полученных умений на практике, формируя тем самым чувство ритма и музыкальный слух.  Цель ставится на формирование устойчивых слуховых представлений по основным средствам музыкальной выразительности. Музыка, речевые упражнения, звучащие жесты, шумовые инструменты составляют главные средства музыкально-творческого обучения. Чтобы усилить любознательность детей, перед ними можно поставить задачи, благодаря которым они должны найти то или иное звуковое решение и способ его организации. Позволим ребёнку поэкспериментировать со звуком, организовать пластику, сделать её «уклюжей», найти характерные особенности и закономерности игры на изучаемом инструменте.

Творческое музицирование заключается в умении сделать метрическую пульсацию видимой и слышимой. Так, например, составление ритмических цепочек из слов, прохлопывание, скандирование, придумывание небольших ритмических пьес с переносом ритма слов на шумовые и ударные инструменты, на звучащие жесты, исполнение импровизированных диалогов на инструментах, используя различные приёмы игры, - дают возможность получить продукт детского творчества. У ребёнка рождается ассоциация на звук. Отсюда – разнообразие образов, возникающих в результате ассоциативных связей.

Формирование отношения к музыкальному звуку происходит на инструментах элементарного музицирования, благодаря которым ребёнок начинает понимать, что качество звучания зависит от предметно-пластического действия.

В работу включены ударные инструменты, не имеющие звукоряда. Их выразительные возможности достаточно велики: «стучащим» тембром обладают блоктроммель, палочки (клавесы), деревянные ложки; «звенящим» - треугольник, колокольчики, пандейра. Они сослужат добрую службу в формировании метро-ритмического чувства детей.

Инструменты со звукорядом обладают большими выразительными возможностями. Игра на них требует более умелого исполнительского навыка: раскрепощения и организации моторно-двигательного аппарата, мышечной свободы. С этой целью разработаны упражнения на координацию рук и различные приёмы игры.

Категория: Блог музыкального руководителя Улановой В.В. | Добавил: Ника (23.04.2018)
Просмотров: 45 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]