Пятница, 19.01.2018, 00:31 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » СПЕЦИАЛИСТЫ » Блог медицинской службы

Организация здорового образа жизни детей
Основная задача дошкольного учреждения - обеспечение условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями; формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха.
Решение этой задачи базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
В дошкольном образовательном учреждении  выработана система эффективных мер по реабилитации и укреплению здоровья дошкольников. Это комплекс организационно-педагогических, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий по коррекции имеющихся у детей отклонений со стороны органов и систем организма.
В этот комплекс входят:
- организация режима дня, адаптированного для разных групп здоровья;
- общие оздоровительные мероприятия (сбалансированное питание, прием натуральных соков и фруктов, закаливание);
- режим оптимальной двигательной активности в детском саду и семье;
- специальные медицинские мероприятия (традиционные и нетрадиционные);
- педагогические мероприятия (разминки, физкультурные занятия с включением дыхательных упражнений, активный отдых);
- коррекционно - развивающиеся упражнения с детьми, имеющими задержку психического развития;
- валеологическое воспитание детей на специальных занятиях и в режиме дня.

Внедрение комплекса педагогических, профилактических и лечебно - оздоровительных мероприятий опирается на комфортную эмоциогенную, оздоровительную и двигательную среду, созданную в дошкольном учреждении и достигается благодаря скоординированной работе педагогической и медицинской служб (врач детской поликлиники, старшая медсестра, медсестра физкабинета) детского сада.

Любые попытки воздействовать на организм ребенка в обход его сознания настоящего стойкого оздоровительного эффекта не принесут.
В дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 114 ОАО "РЖД"  накоплен опыт валеологического образования детей, основная цель которого - воспитание потребности в сохранении здоровья, формирование умений и навыков вести здоровый образ жизни.
 
«Строить прочное здание своего физического и душевного здоровья – с детства!».

Содержанием работы в младших группах стало формирование у детей понятий о человеке, о возрастных и половых различиях людей, знаний частей тела, их назначения, функций, воспитание положительного отношения к гигиеническим процедурам, стремление к чистоте и опрятности. "Волшебные слова здоровья” помогают формировать у детей представления о том, что "от простой воды и мыла у микробов тают силы”, "чтобы крепким стать и сильным, надо закаляться и прохладною водою смело умываться”.

В средней группе особо выделяется нравственный аспект валеологического воспитания детей. Проводится целый ряд этических бесед: о дружбе, доброте, вежливости, отзывчивости. В этом возрасте с детьми проводится медико - педагогическая диагностика по методике М. Лазарева. Особое внимание педагоги обращают на память, речь, работоспособность, их самооценку.

В работе со старшими дошкольниками учитываем, что преобладающей формой общения с взрослыми у них становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. Педагоги, показывая детям, что человек - сильное, но вместе с тем хрупкое существо, учат детей общаться так, чтобы не обидеть человека, не причинить ему боли, помогают осознать самоценность не только своего здоровья, но и здоровья других людей.
 
Воспитатели старших групп строят свою работу, исходя из Программы "Здравствуй” М. Лазарева.
На валеологических занятиях дети в игровой форме решают как диагностические, так и исследовательские задачи. Дети много узнают о строении человеческого организма, об элементарной гигиене тела, о еде и образе жизни, о том, как правильно заниматься и отдыхать.
Предусмотрены такие виды деятельности как составление рассказа о себе, рисование на тему "Мой портрет”, беседы на тему: "Секреты моего тела”, "Полезные и вредные продукты”, "Дружим с водой”.
Особое внимание уделяется голосо - речевым и дыхательным упражнениям, в том числе упражнениям, направленным на стимуляцию обменных процессов за счет звуковой вибрации.

Познавательный валеологический материал используется в любой режимный момент деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы с ребенком), разминки, физминуток, пауз между занятий (упражнения и тренинги), коррекционных гимнастик (индивидуальная работа) и заканчивая гигиеническими процедурами и приемом пищи.
 
В подготовительной группе рассматриваются темы: "Мы любим природу”, "Эволюционный человек”, "О, спорт, ты мир!”, "Фитотерапия”, "Лето и природное оздоровление”, "Витамины” и др. Здесь углубляются и расширяются детские знания о роли Человека на Земле (человек - творец, человек - созидатель условий для жизни на Земле). Перед детьми раскрывается значение общечеловеческих ценностей: добрые взаимоотношения людей, уважение и поддержка, забота друг о друге, созидательный труд. Подобран арсенал форм и методов работы с детьми по теме "Личное здоровье”: беседы на темы "Организм человека”, "Уши - орган слуха”, "Как быть здоровым?”, "Что такое режим дня?”, "Береги зрение”, составление альбомов, чтение художественной и познавательной литературы, рассказы воспитателя из личного опыта, рисование и т. п.

Важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников является двигательная активность. Здоровье и движение - два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Только движение не эпизодическое и не по принуждению, а такое, которое основано на доброй воле и понимании его необходимости.
Особое внимание уделяется достижению возрастного физического совершенствования посредство организации двигательной активности воспитанников в течение всего дня.
 
Основными принципами, положенными в основу организации двигательной активности в течение дня, стали:
- создание условий для разнообразной двигательной активности детей;
- активная позиция педагога в организованных совместных формах физической разминки (утренняя гимнастика, физкультурные паузы, разминки после сна, подвижные и спортивные игры и т.д.);
- использование как основных средств физического формирования тела адаптированные для дошкольного возраста спортивные игры;
- регулирование интенсивности двигательной активности детей индивидуальной реакцией организма ребенка.

Особое место в двигательной активности детей занимают утренний промежуток времени, так как именно в это время решается задача активизации организма, биологического включения всех органов и систем в дневной ритм жизни и дети самостоятельно овладевают двигательными упражнениями.

В двигательных центрах групп находятся разнообразные мячи, в том числе мячи для формирования правильной осанки, оборудование для игры в городки, хоккей на траве, бадминтон, обручи и скакалки, настольный теннис, кольцебросы и кегельбаны, оборудование для метания и лазания.
Организуется совместная двигательная деятельность детей таким образом, чтобы она доставляла им радость, подкреплялась положительным эмоциональным фоном.
 Игры с различными мячами, модульными и мягкими конструкторами, «барахтанье» в бассейне - удовольствие и заряд бодрости на целый день.

После дневного сна – разминка и музыкотерапия. Упражнения в кроватках и на «дорожке здоровья», воздушные ванны, массаж помогают детям восстановить организм после сна. Специально подобранная музыка создает положительный эмоциональный настрой.
Используя различное оборудование, тренажеры, дидактический материал, воспитатели организуют самостоятельную двигательную деятельность детей и индивидуальную работу с ними.
В движениях, в играх педагоги стремятся не допускать трафаретности, дают ребенку возможность быть исследователем, создают условия для самостоятельного приобретения им двигательного опыта в разнообразной предметно - игровой среде.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием посещают кружок «Ритмическая мозаика». В работе кружка за основу взята программа дополнительного образования «В мире музыкальной драматургии» Т.Ф. Кореневой.
«Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению» - вот основной девиз ритмического занятия. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она пробуждает у них светлые и радостные чувства. Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений. Они заимствуются из физкультуры, танца, из области сюжетно-образной драматизации.

 

Здоровье не существует само по себе, раз данное постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
В  дошкольном  учреждении  создана своеобразная оздоровительная среда. Это прежде всего оборудование для нетрадиционных форм оздоровления:
- аппараты поляризованного света «Биоптрон»;
- ингалятор ультразвуковой;
- облучатель кварцевый;
- аппарат УВЧ;
- люстры Чижевского (аэроионотерапия);
- массажеры, бассейн для сухого массажа.

В дошкольном учреждении имеется два аппарата «Биоптрон» швейцарской фирмы «Цептер»: «Биоптрон-компакт», «Биоптрон-про» и комплект для цветотерапии, состоящий из шести цветовых фильтров, изготовленных вручную по рецептам античного стекла.
Свет «Биоптрона» усиливает защитные функции организма, напрямую воздействуя на клетки крови, восстанавливая метаболические процессы в них, активизирует вещества, задерживающие воспаление, способствует ослаблению боли.
Проводится цветотерапия по «Программе усиления защитных сил организма» детям, состоящим на учете в группе часто болеющих простудными заболеваниями. В осенне-зимний период всем детям дошкольного учреждения была проведена профилактика распираторных заболеваний аппаратом «Биоптрон». Планируется продолжить работу по оздоровлению детей с заболеваниями системы пищеварения, дыхательной и нервной систем свето- и цветотерапией аппарата «Биоптрон».

Важным элементом оздоровления детей, который используется в дошкольном учреждении, является полоскание зева настоями трав (шалфей, ромашка, календула), раствором морской соли; прием витаминов и имунностимуляторов курсами по назначению врача.

По программе природного оздоровления используется фиточай, включающий в себя травы, обладающие поливитаминным и общеукрепляющим действием. Фиточай благотворно действует на организм, укрепляя нервную систему, согревая тело, питает его витаминами, необходимыми микроэлементами. Кроме этого коллективное чаепитие поднимает детям и взрослым настроение, вызывая положительные эмоции.

Широкое применение в нашей системе оздоровления детей находит массаж. В комплексе с утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, закаливающими процедурами массаж улучшает функциональное состояние организма, предупреждает развитие ряда заболеваний, является активным средством укрепления здоровья, снятия утомления и поддержания общего тонуса организма. Массаж назначается детям группы ЧБД.

Проводится и обучение детей приемам самомассажа. Узнавая подробности о своем организме, дети задумываются, находят аналогии в окружающей природе, видят в ней отражение своего состояния. Это говорит о природности, естественности таких знаний.

Проблема здоровья в нашем обществе, к сожалению, очень долгое время не являлась приоритетной. Это пагубно сказалось на состоянии здоровья целых поколений. Настало время, когда откладывать решение этой проблемы больше нельзя. Это стало бы преступлением перед нашими потомками. Сейчас недостаточно просто осознания важности сохранения здоровья детей. Актуальны методологические и технологические разработки вопросов воспитания здорового человека. Только профилактика и лечение не в состоянии обеспечить решения проблемы. Необходимо, чтобы люди сами могли строить прочное здание своего физического и душевного здоровья.
Здоровье в современном обществе рассматривается как фактор национальной безопасности. От состояния здоровья детей зависит благополучие общества.

Категория: Блог медицинской службы | Добавил: Админ (31.03.2010)
Просмотров: 5026 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МОРДОВИЯ