Вторник, 17.07.2018, 20:15 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » СПЕЦИАЛИСТЫ » Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П.

Современные инновационные технологии, используемые учителем-логопедом Кирюхиной И.П. в коррекционно-образовательной деятельности.

Мне, как логопеду, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются следующие технологии:

наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мною активно используются в работе: наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы.

логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.

игровые технологии – это технологии, которые представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития. Особо хочется выделить внедряемую в нашем детском саду инновационную игровую технологию «Развивающие игры Воскобовича». Эти игры не только развивают малышей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности. В игре незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. На своих занятиях я использую пособия: «Коврограф Ларчик», «Игровизор», «Пространственные конструкторы», «Игры-шнуровки», «Конструктор слов», «Конструктор букв» и др.

информационно-компьютерные технологии – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике. У детей вызывает большой интерес применение на наших занятиях мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

БОС технологии - основаны на применении Биологической Обратной Связи (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов. Я прошла курс обучающих семинаров по изучению психо-коррекционной программы «Комфорт Лого», которую успешно внедряю в коррекционную деятельность с детьми. Работа программы основывается на использовании биологической обратной связи.
Программа «Комфорт Лого» является универсальной методикой коррекции психо – эмоциональных и логопедических нарушений и развития адаптационных возможностей: обеспечивает процесс личностного развития, расширяет возможности социально – психологической адаптации. Программа реализует метод функционального биоуправления. Суть метода ФБУ состоит в том, что с помощью компьютера и сигналов внешней обратной связи, инструкций логопеда, диафрагмально-релаксационного дыхания, и поэтапно-усложняющихся речевых нагрузок ребенок вырабатывает у себя новые, здоровые навыки (динамические стереотипы) дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и уверенного речевого поведения. Аппаратное обеспечение программы «Комфорт Лого» состоит из компьютера и программного обеспечения на двух дисках, компьютерной приставки «МиКарТ», предназначенной для регистрации (съема) физиологического (с тела ребенка) сигнала, его усиления и передачи в компьютер для дальнейшей обработки. А также электрических биполярных кардиодатчиков, температурных датчиков, мышечных датчиков, одеваемых на тело ребенка, и электродов, через которые они связаны с приставкой и компьютером.

Проанализировав эффективность применения наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР, можно отметить следующие важные моменты:
• дети овладевали операциями анализа и синтеза речевой деятельности;
• у них расширился словарный запас, сформировалось языковое чутье в правильном употреблении грамматических форм;
• дети научились добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
• использование наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления;
• анализируя новый материал и графически его, обозначая, дети (под руководством логопеда) научились самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимали план своих действий.
• у них повысилось чувство заинтересованности и ответственности, появилась удовлетворенность результатами своего труда.

Показателем эффективности использования в работе с детьми с ОНР технологии логоритмика стало:
• уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов, при произношении звуков;
• развитие фонемного слуха;
• усовершенствование общей и мелкой моторики;
• развитие слухового внимания и памяти;
• постановка правильной осанки, ощущение ритма, пространственной ориентации, умения расслаблять мышцы тела;
• выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Применение игровых технологий в коррекционной работе (нетрадиционные: интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных передач, развивающие игры Воскобовича) способствовало:
• развитию творческих способностей детей;
• повышению интеллектуального уровня детей;
• формированию у детей интереса к процессу обучения;
• повышению их мотивационной направленности;
• расширению словарного запаса и развитию связной речи;
• повышению уровня самоконтроля за собственной речью;
• преодолению застенчивости, робости, неуверенности.

Использование Информационных Компьютерных Технологий позволило значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывало положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Анализируя результаты работы с психокоррекционной программой «Комфорт Лого» по методу ФБУ (БОС-технологии), можно говорить о явной положительной динамике. К концу коррекционного курса у детей-логопатов нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок. Улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной). Сократился период автоматизации поставленных звуков. Наблюдалась положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась самооценка.
Таким образом, использование метода функционального биоуправления имеет ряд положительных моментов: метод значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы. Приобретенный навык диафрагмально-релаксационного дыхания является базой для развития правильной речи, способствует предотвращению ряда отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное здоровье детей.

Эффективность использования всех представленных технологий в системе коррекционной работы подтверждается хорошими данными диагностики уровня речевого развития детей: 2010-2011 уч. год (1-й год обучения) – 100% улучшение речи детей; 2011-2012 уч. год (2-ой год обучения) – из 14 детей 13 человек-норма, 1человек-значительное улучшение речи; 2012-2013 уч. год (1-й год обучения)-100% улучшение речи детей.

 
Категория: Блог учителя-логопеда Кирюхиной И.П. | Добавил: Инесса (25.11.2013)
Просмотров: 3094 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]