Понедельник, 22.10.2018, 02:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Уланова » Педкопилка

Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Выдвижение на первый план цели развития личности находят отражение в государственных документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Приоритетный национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа». В них отражена концепция воспитания и обучения детей, заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.

Сегодня делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

На страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» и др. представлена панорама педагогической практики развития творческих способностей дошкольников.

Многообразие видов дошкольных образовательных учреждений, вариативность в использовании программ и педагогических технологий, открывает большие возможности перед работниками сферы дошкольного образования, родителями и воспитанниками. Ведь так важно раскрыть ребенка, создать необходимые для этого условия, подобрать нужные методы и приемы для плодотворной работы по формированию гармоничной личности во всем многообразии ее проявления.

Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на это развитие

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом. Необходимо подобрать соответствующие методы обучения, чтобы дошкольники, не теряя своеобразия творчества, могли раскрыться. Творческая активность проявляется в  творческой деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Для реализации творческой деятельности в рамках программы необходим творческий подход, потребность обращения, кроме основной программы, к другим методическим наработкам. Так, например, использовать в своей работе парциальную программу О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры", программу А.И. Бурениной "Ритмическая мозаика", "Топ, Хлоп, малыши" (Т.Н. Сауко, А.И. Буренина), "Волшебный мир театра" С.И. Мерзляковой, "Театрализованная деятельность в детском саду" Э.Г. Чуриловой, региональную программу "Валдоня". Это дает возможность строить свое общение с детьми в нетрадиционной форме, интересно, познавательно и увлекательно.

В дошкольном учреждении следует создать эмоционально насыщенную атмосферу в процессе обучения — содержание занятий и других форм наполняются сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, собственными импровизациями, фронтальные формы сочетаются с подгрупповыми и индивидуальными формами работы с детьми. Это позволяет решать задачи развития креативности детей. Дети учатся мыслить нестандартно, оригинально, творчески. Развитие творческого потенциала ребенка происходит в процессе педагогической деятельности на музыкальных занятиях, в кружковой работе.

Например, во время слушания классических произведений дети неожиданно для себя слышат голос кукушки ("Кукушка" А.Аренского, "Кукушка в чаще леса" К.Сен - Санса), журчание и переливы воды ("Аквариум" К.Сен - Санса), понимают, а вероятнее всего чувствуют, что музыка как и человек могут быть разного настроения ("Слеза" М.Мусоргского, "Шутка" И.-С. Баха). Все это позволяет раскрыть детям специфику музыкального языка, связи ее с жизнью, способствует поддержанию интереса к музыке.

Вместе с детьми определяется характер музыкального произведения, его настроение, пытаемся цветом отобразить его на листе бумаги.

В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в «Детском альбоме» П.И.Чайковского! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Слушая эти произведения, дети отмечают, что они очень ласковые, мечтательные.

В «Альбоме для юношества» Р.Шумана детям нравятся и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживляет фантазию и воображение любого слушателя. Процесс прослушивания произведений происходит живо, на высоком эмоциональном подъеме. Дети становятся скакунами, заботливо качают куклу. Все это близко к детскому миру игрушек, поэтому понятно и интересно.

Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) используются музыкально - дидактические игры ("Грустно – весело", "Угадай-ка" и. др.).

Подготовка спектакля строится по следующей примерной схеме:

  • готовится сценарий, намечается музыкальные номера;
  • читается сказку-сценарий, обсуждается его, выбирается, кто кем хотел бы быть;
  • рисование персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепка сказки, как бы моделируя спектакль в пластилине;
  • слушается музыка и выбираются определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам), при необходимости подбираются шумовые инструменты;
  • по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшаются помещение, где будет действие, готовятся подарки гостям;
  • репетиция.
Категория: Педкопилка | Добавил: Ника (28.05.2014)
Просмотров: 1516 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]