Понедельник, 22.10.2018, 01:53
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Уланова » Педопыт

Отчёт музыкального руководителя Улановой В.В. по реализации педагогического проекта

«Оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольника средствами музыкального искусства»

     На разработку и реализацию педагогического проекта, направленного на повышение качества обучения и воспитания и на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий негосударственному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №114 ОАО «РЖД» в мае 2013 года Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным был предоставлен грант в размере 100 000 рублей.
    Цель педагогического проекта: оптимизация эмоционально-личностного потенциала дошкольников средствами музыкального искусства, позволяющая достигнуть повышения творческого потенциала воспитанников, что будет способствовать их конкурентоспособности и духовно-культурному возрождению страны. Участники проекта: воспитанники детского сада №114 ОАО «РЖД», педагоги, родители, социальные институты детства. Проект рассчитан на 3 года: 2013 – 2016 гг.   Этапы проекта:
1.    подготовительный этап  (сентябрь 2013г. - май 2014г.); 
2.    диагностический этап (сентябрь 2014г. - декабрь 2014г.);
3.    практический этап (январь 2015г. - декабрь 2015г.);
4.    аналитический этап (январь 2016г. - май 2016г.)
    Задачи первого подготовительного этапа: 
1.Анализ существующей практики, передового опыта по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников;
2.Исследование психолого-педагогических подходов изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
3.Оценка условий, необходимых для проведения работы. 
    На данном этапе был проведён тщательный теоретический анализ, выявлены основные тенденции существующей массовой практики, а также передового педагогического опыта по оптимизации (приведению системы в наилучшее состояние) эмоционально-личностной сферы дошкольника.   Были изучены особенности формирования эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте, а так же её роль в общем психическом развитии дошкольника. Исследованы психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одарённости, проявившейся в дошкольном возрасте. Был выделен круг теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо для музыкального руководителя по реализации содержания музыкального образования в свете современных требований. 
    Для пробуждения творческой активности детей и развития их личностных новообразований была проведена работа по формированию предметно-развивающей среды. В этой связи был приобретён комплект акустического оборудования, включающий: активную 2-полосную акустическую систему, раздельные усилители класса D и AB, 12` 300 Вт НЧ, 1` 100 Вт ВЧ, мик./лин. вход, сквозной выход; BEHRINGER X1204USB малошумящий микшерный пульт премиум-класса, 4 моновхода с компрессорами, 2 стереовхода, 2 AUX-шины, процессор эффектов, USB-интерфейс, встроенный блок питания; 4 (вокальные радиосистемы) AKG WMS40 Mini2 Vocal Set BD US45A/C (660.700&662.300); микрофонные стойки.


    Для оснащения музыкального зала были приобретены детские музыкальные инструменты, включающие инструменты Карла Орфа для элементарного музицирования с целью активизации музыкального развития и творчества детей. В их числе: набор колокольчиков с фиксированным тоном, пандейры, кастаньеты, колокольцы на ручке, клавесы, металлофоны, ксилофоны, тамбурины, тарелки, треугольники, деревянные ложки, бубенцы. 


    В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Таким образом, особое внимание было обращено на ознакомление и изучение литературы по данной теме. Программа Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»  создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования,  развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. И, как итог, развивается эмоционально-личностная сфера дошкольника. Руководствуясь данными принципами, ведётся работа по внедрению технологии элементарного музицирования в работе с детьми. Создаётся подборка материалов и игр.
    Развивая творческую и самостоятельную деятельность детей, в музыкальных уголках групп обновлена подборка музыкально-дидактических игр, сформирована фонотека для режимных моментов, дополнена фонотека по слушанию музыки в группе, приобретены и созданы музыкальные и шумовые инструменты. 
    В дошкольном учреждении широко используются информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании воспитанников, что способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога интернет-ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. 
    Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств  звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.  
    Применение мультимедиа в обучении пению повысило познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. 
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
    В дошкольном учреждении ведётся работа по созданию видеотеки, которая включает в себя музыкальные клипы, сюжеты (программный и непрограммный репертуар), интерактивные музыкально-дидактические игры, видеосюжеты о творчестве композиторов и ведущих исполнителей.
    Процесс восприятия музыки сегодня стал терять силу своего потенциального духовного воздействия на личность, в нём преобладает потребительское, чисто физическое начало, основанное на удовольствии, наслаждении, расслаблении. Поэтому особенно важно поднять престиж классической музыки, возродить традиции отечественного музыкального воспитания и образования подрастающего поколения, привить им истинное познание музыки, как глубоко действенного процесса, при котором её не просто слушают, а слышат и активно сопереживают.
    В наше время всё труднее становится переубеждать обучающего, что подлинное искусство, - это вовсе не то, с помощью которого ублажают и обслуживают, а та совокупность произведений, которая может изменить дух, пробудить честность, бескорыстие и толерантность. В этой связи в дошкольном учреждении проводятся вечера классической музыки, где воспитанники и педагоги учатся «слышать», чувствовать, проникаться. Темы вечеров разнообразны, среди них: «Под музыку Вивальди», «Этот великий Моцарт», «Вальса звук прелестный», «Музыка в сказках», ….


    В процессе реализации проекта были получены промежуточные результаты. Достижения воспитанников отражены на официальном сайте дошкольного учреждения в сети Интернет http://detsad114.ucoz.ru/ . Яркие мероприятия, включающие в себя работу по оптимизации эмоционально-личностного потенциала дошкольников и наиболее значимые достижения воспитанников были представлены в газете «Куйбышевский железнодорожник», а также в местной «Рузаевской газете» и республиканской газете «Мокшень правда».
    Результаты реализации проекта, педагогический опыт в данном направлении были представлены педагогическому сообществу города на методическом объединении музыкальных руководителей в ноябре 2013г. и на Республиканском научно-практическом семинаре «Современные проблемы дошкольного музыкального образования». Выступление и презентация на тему: «Выявление предпосылок и дальнейшее развитие музыкальной одарённости у детей дошкольного возраста» нашли положительные отклики среди коллег-музыкантов и вызвали живой интерес к данной проблеме.
    Задача развития интеллектуальной и творческой личности - многоаспектная и охватывает разнообразную деятельность всех социальных институтов. Она может быть осуществлена только на основе комплексного решения всей совокупности частных и общих проблем. Я считаю, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. 
    В рамках реализации проекта было налажено тесное сотрудничество с Детской Школой Искусств №1и городским Домом Культуры. Регулярно на базе дошкольного учреждения проводятся выездные мини-концерты и творческие вечера «живой» музыки, подготовленные педагогами и учениками Школы Искусств, где вниманию зрителей были представлены музыкальные произведения классиков и современных авторов. Воспитанники ДОУ познакомились с историей возникновения, внешним видом и звучанием таких инструментов, как: скрипка, виолончель, гитара, домра, балалайка, аккордеон, баян. В программу мероприятий входили также вокальные и хореографические номера. В этой связи следует особо отметить принцип преемственности. Большинство учеников Детской Школы Искусств, участвующих в мероприятиях – это бывшие выпускники нашего детского сада. Многие из них стали лауреатами, призёрами и победителями музыкальных (вокальных, хореографических, исполнительских) конкурсов различного уровня.


    Для  развития у детей вокальных навыков, навыков сольного и ансамблевого пения в дошкольном учреждении организована работа вокальной студии «Театр песни». Занятия в студии способствовали проявлению детьми творческой индивидуальности, позволили избавиться от психологических комплексов. Разученный репертуар представляется на праздниках, развлечениях и конкурсах. Результатами этой работы явились тёплые отзывы со стороны родителей и сотрудников дошкольного учреждения, а главное – эмоциональный отклик и благодарность в душе ребёнка.

 
    Следует особо отметить тесное взаимодействие педагогов и воспитанников, как один из способов влияния на эмоционально-личностное развитие дошкольника. Совместные танцевально-песенные композиции, литературные и поэтические диалоги, театрально-музыкальные постановки способствуют проявлению личностного творческого начала как взрослых, так и детей, способствует формированию чувства самозначимости, как   ощущения собственной важности для какого-либо процесса или социума. Такая форма работы помогает дошкольнику мягко и корректно входить в общий процесс и играть важную роль в определенном механизме. 
    Только когда каждый человек в мире начнет осознавать свою собственную самозначимость и действовать в правильном направлении, что является главным, можно будет рассчитывать на какой-либо прогресс и движение вперед в деле совершенствования окружающего мира! 
Воспитанники детского сада принимают активное участие в традиционных городских мероприятиях, таких как: педагогическая конференция работников образовательных учреждений, День железнодорожника, День защитника отечества, Международный Женский день, Пластилиновая ворона, цель которых - раскрыть и выявить новые  творческие коллективы и талантливых детских исполнителей,   произвести культурный обмен и наладить культурные связи между образовательными и культурными учреждениями города.

 

    В конце декабря 2013 года дети приняли участие в открытии зала ожидании железнодорожного вокзала нашего города. Также стали участниками городского праздничного концерта ко Дню пожилого человека. Педагоги и воспитанники детского сада приняли участие в республиканском семинаре, где состоялась презентация программы «Арзяня» и методических рекомендаций по обучению дошкольников мокшанскому языку. 
      Активное влияние музыкального обучения на развитие социально и профессионально значимых качеств личности подтвеждает, что от сегодняшнего решения проблем музыкального воспитания и обучения, будет зависеть не только уровень духовного и эстетического оздоровления современного социума, но и рост общего уровня человеческого профессионализма. Возрождение достойного отношения к высокому музыкальному искусству во многом может и должно опираться на преемственные связи с положительными тенденциями прошлого. 

 

Категория: Педопыт | Добавил: Ника (15.05.2014)
Просмотров: 1778 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]