Понедельник, 22.10.2018, 02:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Уланова » Статьи

Духовное развитие личности ребёнка через музыкальную культуру

Духовное развитие личности ребёнка через музыкальную культуру.

Виктория Викторовна Уланова, музыкальный руководитель

Негосударственного  дошкольного  образовательного

учреждения  «Детский сад  № 114, ОАО  «РЖД», Рузаевка

   

 «Человек должен родиться дважды, -

один раз естественно, а затем духовно»

Гегель.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия».

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате интереса, снижению уровня  нравственного здоровья.

Перестройка, происходящая во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта.

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития. У нас остался единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.

Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры, – одна из актуальных задач образования в целом и дошкольного образования в частности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В.А.Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, в том числе музыке. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, и в ходе этого присвоения осуществляется развитие человека.

Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на обогащение духовного мира ребёнка-дошкольника. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Кроме того, музыкальное развитие влияет и на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, он становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная, но выполнимая.

На мой взгляд, получая  в  детстве  разнообразные  музыкальные  впечатления,  ребёнок  привыкает  к  языку  интонаций  народной,  классической  и  современной  музыки,  накапливает  опыт  восприятия  музыки,  различной  по  стилю,  постигает  «интонационный  словарь»  разных  эпох.  Знаменитый  скрипач  С.Стадлер  однажды  заметил: «Чтобы  понять  прекрасную  сказку  на  японском  языке,  надо  хотя  бы  немного  его  знать».  Усвоение  любого  языка  начинается  в  раннем  детстве.  Музыкальный  язык  не  является  исключением. Надо помочь ребёнку постичь этот удивительный и прекрасный музыкальный язык.

Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Я уверена, что музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. Поэтому главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку, помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.  

Для  активного  восприятия музыки большое  значение  имеет  сосредоточенность  и  собранность  внимания  детей, в связи с этим  у  меня  сложилась определённая  методика  обучения  детей  слушанию  музыки.  Считаю,  что  очень  важно  настроить  детей  на  слушание  музыки.  Поэтому  мы  с  детьми  в  начале  занятия  периодически  вспоминаем  правила  слушания  музыки.  По  методу  Д.Б.Кабалевского  мы  сначала  слушаем  тишину,  а  потом  музыку.  Предлагая  детям  музыкальное  произведение  для  слушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большое  внимание  уделяю  художественному  его  исполнению.  Беседа,  правильно  поставленные  вопросы  помогают  детям  раскрыть  средства  музыкальной  выразительности.  Помогают  выявить  интерес  к  музыкальному  произведению  и  рассказы  о  творчестве  композитора,  показ  его  портрета. 

В  группе  у  нас  сейчас  нет  равнодушных,  каждый  хочет  рассказать  о  сыгранной  пьесе,  вслух  поделиться  впечатлениями.  Дети  любят  разбирать  музыкальное  произведение,  определять  его  характер,  динамику, форму,  знают  многих  русских,  зарубежных,  а  также  мордовских  композиторов. 

В  зале  имеется  миниатюрная  портретная  галерея.  Дети  очень  интересуются  творчеством  П.Чайковского,  Д.Кабалевского,  М.Глинки,  Ф.Шуберта.  При  разборе  музыкальных  произведений  они  часто  подбирают  очень  меткие  и  образные  определения.  И  я  испытываю  душевный  восторг,  чувство  удовлетворения,  когда  ребёнок, слушая  первую  часть  концерта  «Весна»  А.Вивальди  (ещё  не  зная  его  названия)  говорит:  «Эта  музыка,  как  будто  весну  подгоняет».  Значит  ребёнок  слышит,  значит  он  чувствует,  он  сопереживает.

Активно проявлять свое отношение к музыке ребенок может в пении, как в одном из видов исполнительства. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии и является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. Успешность, пережитая ребёнком в саду, обеспечивает его дальнейший жизненный успех.

В последнее время занятия в вокальных студиях и кружках сольного пения стали особенно популярными среди детей и их родителей. И именно поэтому  актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству в нашем дошкольном учреждении организована студия «Театр Песни», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокальной студии являются активными участниками различных мероприятий в детском саду, а также городских праздников и конкурсов.

Встречи  с  музыкой  должны  поразить  воображение  детей, запомниться  им. В связи с этим идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Принцип взаимосвязи искусств в последние годы осуществляется и в дошкольных учреждениях. Благодаря этому, у нас родилась идея новой  интегрированной  формы  досуговой  деятельности  детей, такая как САЛОН.  Постепенно он вошёл в практику работы с детьми старших групп, где сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.

В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.). В  уютной  и  торжественной  Салонной  обстановке  дошкольники  не  только  знакомятся  с  искусством,  но  и  учатся  хорошим  манерам. Многие могут возразить, что Салон – это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон – это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.

Салоны могут быть различными по тематике. К юбилею великого поэта в нашем детском саду был проведён музыкально-литературный салон «С.Есенин – душа и песня русской земли», который был посвящён его жизни и творчеству.  Чтобы расширить знания детей об истории нашего родного города и провести параллель между прошлым и настоящим, мы организовали салон «История двух портретов», где основное внимание было уделено живописи и театрализации. В доступной форме нам удалось донести до детей исторические вехи наших земляков – семьи Струйских: Александры Петровны и Николая Еремеевича  Их портреты принадлежат кисти знаменитого Ф.С.Рокотова и в настоящее время экспонируются в Третьяковской галерее.

 Осознание того, что основной стержень семейных традиций и духовных ценностей заложен в семье, вдохновило меня на создание семейного салона, как  новую форму взаимодействия с семьями воспитанников.  Свои идеи я воплотила в основу мероприятия «Мы – семья и мы - друзья», которое было приурочено к Международному Дню семьи.

Дети  на  таких  досугах  с удовольствием  слушают  музыку  и  стихи (нередко в исполнении родителей), трогательно украшают дерево желаний, рассматривают  репродукции  картин  великих  живописцев,  смотрят  видеоматериалы  (комплект  видеокассет   серии  «релаксвидео»),  двигаются  под  музыку, участвуют в театрализации.

Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия воспитанников, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики. 

Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств – это путь к развитию человечности.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: "Родители важнее педагогов". Как ни странно, всё действительно так и обстоит. Родители, действительно, важнее педагогов. Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идёт о музыкальном воспитании. И во-вторых, родители важнее педагогов,  по мысли Нейгауза, именно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе, музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, будет ли разгадана тайна, заложенная в ребёнке. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

В заключении хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.  Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

Категория: Статьи | Добавил: Админ (03.10.2011)
Просмотров: 3983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]