Четверг, 15.11.2018, 02:48 Наш поезд, как ветер, летит по планете...    
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Уланова » Статьи

Классическая музыка как средство эстетического воспитания дошкольников

«Музыка одна может перенести трепет одной души в другую».   A.Герцен

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Понятие это очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Потому очень важно научить наших детей понимать музыку и общаться с ней ( её эстетической сущностью ).
Музыкально-эстетическое воспитание - процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. Огромное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения придавал замечательный педагог В. А. Сухомлинский - музыке. Он считал, что овладение... азбукой музыкальной культуры - способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту - особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, формировать основы музыкальной культуры. Ведь именно в этом возрасте ребёнок накапливает те впечатления, тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его музыкальное и общее развитие. Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства. Это прежде всего классика и народная музыка.
Разумеется, не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детских садах, музыкальных школах, студиях могут стать прочным фундаментом для формирования творческой, всесторонне развитой личности. И хотя популярность классической музыки сегодня не велика, однако настоящим искусством среди множества современных музыкальных продуктов является именно она. А непопулярность ее объясняется тем, что эту музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать. / См.: Газ. «Камертон» 29 апреля 2009 г. «Ее величество музыка» /.
Главной задачей музыкального воспитания детей я считаю для себя «влюбить» их в музыку.
А для этого надо помочь им войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.
Музыкальное развитие детей в нашем детском саду строится, исходя из требований комплексной программы «Из детства в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т.Н.Дороновой), программы «Валдоня» (коллектив педагогов МГПИ им. М.Е.Евсевьева), программы развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» В.А.Петровой, программы развития музыкальности у детей «Гармония» (авторский коллектив под рук. К.В.Тарасовой). Также используется программа дополнительного образования «В мире музыкальной драматургии» Т.Ф.Кореневой.
Программа «Гармония» (авторы К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан, под общей редакцией К.В.Тарасовой) реализует всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребёнка в дошкольном детстве.
Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей.
Программа «Малыш» (автор В.А.Петрова, научный редактор К.В.Тарасова) способствует приобщению детей раннего возраста к миру музыкальной культуры, предусматривает развитие у них музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности. Основу программы, задающей самую «высокую планку» музыкального развития детей, составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения. Разработаны специальные занятия по слушанию классической музыки.
Программа «В мире музыкальной драматургии» (автор Т.Ф.Коренева)
В её основе лежат нетрадиционные методы формирования активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой.
Репертуар программы тщательно отобран и способствует формированию музыкального вкуса, расширяет кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребёнка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас, и предлагающий обширные знания о музыке.
Сложилась у меня определённая методика обучения детей слушанию музыки. Считаю, что для активного восприятия её большое значение имеет сосредоточенность и собранность внимания детей. Очень важно настроить детей на слушание музыки. Поэтому мы с детьми в начале занятия периодически вспоминаем правила слушания музыки. По методу Д.Б.Кабалевского мы сначала слушаем тишину, а потом музыку. Предлагая детям музыкальное произведение для слушания, стараюсь сама найти в нём нравственную сердцевину и донести до детей, большое внимание уделяю художественному его исполнению. Беседа, правильно поставленные вопросы помогают детям раскрыть средства музыкальной выразительности. Помогают выявить интерес к музыкальному произведению и рассказы о творчестве композитора, показ его портрета.
В группе у нас сейчас нет равнодушных, каждый хочет рассказать о сыгранной пьесе, вслух поделиться впечатлениями. Дети любят разбирать музыкальное произведение, определять его характер, динамику, форму, знают многих русских, зарубежных, а также мордовских композиторов.
В зале имеется миниатюрная портретная галерея. Дети очень интересуются творчеством П.Чайковского, Д.Кабалевского, М.Глинки, Ф.Шуберта. При разборе музыкальных произведений они часто подбирают очень меткие и образные определения. И я испытываю душевный восторг, чувство удовлетворения, когда ребёнок, слушая первую часть концерта «Весна» А.Вивальди (ещё не зная его названия) говорит: «Эта музыка, как будто весну подгоняет». Значит ребёнок слышит, значит он чувствует, он сопереживает.
Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях. Музыка звучит фоном для другой деятельности: тихих игр, рисования, перед сном, после него и др. Вместе с воспитателем подбираем записи музыкальных произведений, которые они используют у себя в группе. И ведущую скрипку здесь играет тоже классическая музыка.
Встречи с музыкой должны поразить воображение детей, запомниться им.
Одна из новых интегрированных форм досуговой деятельности детей – САЛОН. Салон стал постепенно внедряться в практику, как оригинальная форма работы с детьми старших групп, в которой сочетается познавательная деятельность по ознакомлению с различными видами искусства с развлекательной.
В Литературном Салоне дети знакомятся с творчеством поэтов, писателей, читают стихи, играют в игры-рифмовки и прочее. В Художественном Салоне организуются встречи с живописцами и графиками, открываются Вернисажи творчества маленьких художников.
В Музыкальном Салоне звучит классическая музыка. Наиболее интересны и содержательны интегрированные формы Салонов, где пересекаются такие виды искусства, как живопись, музыка, театр, литература.
В 18-19 веках в Салонах закладывался интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал их посетителей, это был круг избранных лиц, собравшихся в доме и объединённых общими интересами (литературой, живописью и т.д.).
В уютной и торжественной Салонной обстановке дошкольники не только знакомятся с искусством, но и учатся хорошим манерам. Многие могут возразить, что Салон – это не что иное, как музыкальная гостиная. Это не так! Салон – это особая атмосфера, где очень важно сохранить стиль общения между его посетителями. Здесь умело господствует и задаёт тон хозяйка Салона. Она объединяет общей темой разговора интересных собеседников, подбирает салонные игры, всецело способствует приятному времяпрепровождению.
Салон может быть тематическим и посвящён творчеству поэта, художника, музыканта (Музыкально-литературный Салон «С.Есенин – душа и песня русской земли») или истории нашего родного города, а в частности истории двух портретов: Александры Петровны Струйской и Николая Еремеевича Струйского кисти Ф.С.Рокотова – наших земляков. Дети на таких занятиях с удовольствием слушают музыку и стихи, рассматривают репродукции картин великих живописцев, смотрят видеоматериалы (комплект видеокассет серии «релаксвидео» ), двигаются под музыку, участвуют в театрализации.

На музыкальных занятиях значительное место занимают музыкально-ритмические движения. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям стараюсь решать музыкальные задачи, обращаю внимание детей на характер музыки, чётко показываю упражнения. Применяю метод образного сравнения, которое помогает глубже раскрыть в движении содержание музыки, активизировать внимание детей во время слушания её к музыкально-ритмическому материалу.
Следуя данной цели, я проанализировала имеющуюся литературу и обратила особое внимание на программу дополнительного образования «В мире музыкальной драматургии» Т.Ф. Кореневой. Задачи этой программы совпадают, а также углубляют задачи ритмики и музыкального воспитания в целом. Меня очень заинтересовала эта программа и я решила включить некоторые задания в перспективный план музыкального развития детей.
Таким образом, в жизнь детского сада вошли комплексы ритмической гимнастики, в основу которых легла музыка композиторов – классиков. Упражнения, движения, из которых они состоят, позволяют передать и характер произведения со всеми средствами музыкальной выразительности, и форму, и, самое главное, передать в движении музыкальный образ. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогают детям услышать музыку в речевых интонациях, которая придаёт речи благозвучность и фонематическую чистоту.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. Задача музыкального руководителя значительно шире, а потому труднее: открыть ребёнку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего "я", дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Ребенку нужна вся гамма чувств – это путь к развитию человечности.
Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка.
Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.
Музыка окружает новое поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребенка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Категория: Статьи | Добавил: Ника (09.05.2012) | Автор: Виктория
Просмотров: 4113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]